вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> большие благовестники успенской звонницы моск

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     На протяжении уже многих столетий комплекс звонниц с колокольней Иван Великий является украшением Московского Кремля. Ныне существующий столп колокольни воздвигнут в правление Ивана III и его сына Василия III, в 1505-1508 годах, итальянским зодчим Боном Фрязиным. Это было самое высокое сооружение древней Руси, состоящее из трех ярусов, предназначенных для колоколов. В 1532 году, архитектор Петрок Малый, пристроил к колокольне церковь во имя Воскресения Христова, которая в 1555 году была переименована в собор Рождества Христова. Это произошло после того, как в церковь перенесли из Мстиславского двора престол и икону Рождества Христова.

    В царствование Михаила Федоровича Романова начинает формироваться комплекс звонниц. В 1621-1622 годах, по благословению патриарха Филарета, построена каменная колокольница рядом с церковью Рождества, названная Филаретовой и увенчанная пятью шатрами. Автором этой пристройки стал каменных дел подмастерье Бажен Огурцов, надстроивший в те же годы Спасскую башню Кремля. Колокольница была возведена специально для "Годуновского" колокола, который находился на деревянной звонничке посередине Соборной площади. На верхах церкви Рождества, между Иваном Великим и Филаретовой пристройкой, устраивались арки для размещения в них тяжелых колоколов. Это очень хорошо видно на рисунках иностранных путешественников.

     С появлением в 1655 году колокола весом в 8000 пудов, собор Рождества Христова потребовалось полностью перестроить. В 1670-е годы появилась Успенская звонница, в нижний ярус которой был помещен престол церкви Рождества Христова. Завершила ансамбль звонниц Семисотенная пристройка, возведенная в конце XVII века. Некогда на звоннице и ее пристройках находилось пять крупных колоколов, но сейчас на ней сохранилось всего лишь три колокола - это "Реут", "Большой Успенский" и "Семисотный".

     О двух других стоит упомянуть. Большой Московский колокол - благовестник царя Алексея Михайловича. Отлил его молодой мастер Александр Григорьев в 1655 году. Колокол имел небывалый вес - 8000 пудов (около 130 тонн). Некогда он находился в центральном проеме Успенской звонницы. Погиб колокол во время пожара в 1701 году. Из его обломков в 1735 году мастерами Иваном м Михаилом Моториными был отлит Царь-колокол.

    Второй - это колокол "Воскресный". Он находился на Успенской звоннице, в проеме, ближайшем к Филаретовой пристройке. Отлил колокол по указу царя Алексея Михайловича мастер Емельян Данилов в 1652 году. Вес колокола составлял 998 пудов. В правление Екатерины II колокол, поврежденный от небрежного звона, перелили в 1782 году на заводе Московского купца 1-й гильдии Никифора Калинина. Работа эта была поручена мастеру Якову Завьялову. Вес колокола увеличился до 1017 пудов. Известный музыкант А.Г. Рубинштейн специально приходил в Кремль, чтобы послушать звон "Воскресного". Он говорил: "Колокол этот отличается особенной звучностью и весьма приятной гармонией в сочетании тонов" [1]. К большому сожалению, после революции следы колокола теряются. Возможно, он погиб во время артобстрела Кремля в 1917 году. На иконе "Василий Блаженный" очень хорошо виден весь колокольный подбор Кремлевских звонниц - "Реут", "Большой", "Воскресный", "Годуновский" и "Семисотный".

    Колокол "Реут"

     Самый старый из них - это Реут. Колокол был отлит в 1622 году известным русским литейщиком Андреем Чоховым. Находится он в ближайшем к столпу колокольни Иван Великий проеме. К сожалению, колокол размещен таким образом, что с улицы он практически не виден. Колокол этот обладает очень красивой формой и приятным звуком. Сегодня это главный благовестник Московского Кремля.

    "Большой Успенский" колокол

     В центральном проеме Успенской звонницы находится самый большой из звонящих колоколов в Москве. Из-за принадлежности к Успенскому собору Московского Кремля, он носит название "Большой Успенский". Жизнь этого колокола охватывает не одно столетие и очень интересна. Увы! история колоколов такова, что их довольно часто переливают, в следствие падений или повреждений во время звона. На долю "Большого Успенского" колокола выпало целых пять переливок и он успел сменить не одно название.

    Появился колокол впервые в 1550 году. "... Октября 26 повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси слит больший колокол благовестник и поставлен у архангела за алтарем на древянной колокольнице января 6..." [2] Так в Лицевом Летописном своде описано рождение Благовестника царя Ивана Грозного. С появлением этого колокола впервые появилось такое понятие как "Царь-колокол". Как известно, в 1547 году Иван Грозный впервые на Руси принимает титул Царя. Именно с этим событием и связано столь величественное "народное" прозвище.

     Колоколу Ивана Грозного было дано имя "Лебедь", очевидно из-за светлого оттенка металла. Отливал его иноземный мастер, работавший в то время в Москве, Кашпир Ганусов. Вес колокола достигал 2200 пудов (около 35 тонн). Разместили его на отдельно стоящей деревянной звоннице, ибо ярусы звона колокольни Иван Великий, могли вместить колокола весом не более 500 пудов. Звон в колокол производился очепным способом. Просуществовал "Лебедь" до 1571 года, когда во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея, он был поврежден. На это время приходится его первая переливка, и выполнил ее "Кашпиров ученик" - известный русский литейщик Андрей Чохов.

  В 1600 году, по указу Бориса Годунова, колокол перелили на его имя с небольшим увеличением веса. Теперь в колоколе было 2450 пудов. Он по прежнему оставался на деревянной звоннице посередине Соборной площади. Именовался теперь колокол "Годуновским". Именно он изображен на плане Кремля того же года "Кремленаград". В 1621 - 1622 годах, к собору Рождества Христова подмастерье каменных дел Бажен Огурцов пристроил Филаретову колокольницу, предназначенную специально для этого колокола. С этих пор на Соборной площади больше не появлялись деревянные звонницы. Колокол уже находился на каменной пристройке, а звон в него производился все еще очепным способом. В 1630-е годы Москву посетил в составе Голштинского посольства математик Адам Олеарий. Вот как он описывал звон в Годуновский колокол: "... Его приводят в движение 24, а то и более людей, стоящих внизу на площади. С обеих сторон колокольни висят два длинных каната, к которым внизу примыкает много мелких веревок по числу людей, обязанных их тянуть. Колокол этот, во избежание сильного сотрясения и опасности для колокольни, лишь слегка приводят в движение, вследствие чего несколько человек стоят наверху у колокола для помощи при раскачивании языка его" [3].

     С 1679 года согласно указу патриарха Иоакима "О колокольной фамилии", "Годуновский" колокол стал именоваться "Воскресным" [4]. В таком виде колокол просуществовал до 1701 года, когда во время крупного пожара он повредился. В том же году, по указу Петра I, колокол был прелит, и в 1704 году водружен на прежнее место. После третьей переливки, вес колокола достиг 3000 пудов [4]. Очередной крупный пожар, разразившийся в Москве в 1737 году, не прошел бесследно для "Воскресного" колокола. Он упал с колокольни и разбился. Обломки колокола пролежали возле звонницы до 1761 года, когда согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, его вновь переливают, уже в четвертый раз. Работа эта была поручена литейщику Константину Слизову.

  После переливки в 1761 году, колокол становится самым большим из звонящих в Москве колоколов, его вес достигает 3537 пудов, и он по праву занимает место в центральном проеме Успенской звонницы. С этого времени он начинает именоваться "Большой Успенский". Литые украшения на колоколе отличались своей красотой и великолепной отделкой. В верхней части располагались изображения святых, под ними портреты императоров Петра Великого и дочери его Елизаветы Петровны, Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны, а так же наследника их Павла Петровича. На нижнем валу колокола была размещена пространная литая надпись: "В лето от сотворения мира 7268, а от воплощения Бога Слова 1760 года, вылит сей колокол в Москве при благополучной державе великой государыни императрицы Елисаветы Петровны всея России, в 19 лето государствования ея... весу в нем 3537 пуд, 4 фунта, лил цеховой Альдерман Константин Михайлов сын Слизов" [5].

     Звон "Большого Успенского" колокола был слышен в Москве до 1812 года. Покидая Кремль, наполеоновские войска, подчиняясь приказу, взрывают комплекс Кремлевских звонниц. Из пяти больших колоколов висящих там, уцелели лишь два. Остальные были повреждены, в том числе и "Большой Успенский".

  В пятый и последний раз, колокол был перелит в 1817 году. На право отливки большого колокола в Москве были объявлены торги, которые выиграл содержатель крупнейшего московского колокольного завода купец 2-ой гильдии Михаил Гаврилович Богданов [6]. Работами по отливке колокола руководил старейший литейщик Яков Завьялов. Вес колокола достиг - 3904 пудов 9 фунтов (около 62,5 тонн). И в наши дни колокол поражает не только своими размерами, но и очень объемными орнаментами. На средней его части расположены шесть медальонов - картушей с портретами императора Александра I, его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Федоровны и великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей. Над портретами в медальонах барельефные изображения благословляющего Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Успения Божией Матери и митрополитов Петра и Алексея. На валу колокола в пядь рядов следует надпись-летопись, рассказывающая не сколько об истории колокола, сколько о нападении Наполеона на Россию и его поражении. Надпись безмерно велика, но все же стоит воспроизвести самую ее интересную часть.

     "В лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в 22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказуемы рзгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла..."

    После последней переливки колокол был благополучно водружен на свое прежнее место, в центральный проем Успенской звонницы. Благодаря своим размерам и местоположению колокол очень хорошо виден с Соборной площади Московского Кремля. И сегодня можно услышать звон "Большого Успенского". С удара именно в него начинается Благовест во дни некоторых великих праздников.

    "Семисотный" колокол

    "Семисотный" - один из двух колоколов, которые уцелели при взрыве звонницы в 1812 году. К сожалению, о создании этого колокола мало что известно. Отлит он был в 1704 году по указу Петра I известным русским литейщиком Иваном Моториным взамен колокола, поврежденного во время пожара в 1701 году. Название "Семисотный", очевидно, связано с весом предыдущего колокола, так как вес нынешнего составляет 798 пудов. Отсюда и название пристройки, на которой он висит - "Семисотенная". Время ее строительства точно не известно, скорее всего, она была сооружена в конце XVII века для предшественника "Семисотного" колокола.

    Колокол украшает пространная надпись, традиционно расположенная в верхней части и на валу. Ее буквы очень четкие и рельефные: "Божию милостию, повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, при благочестивейшем государе нашем царевиче и великом князе Алексее Петровиче вылит сей колокол к соборней велицей церкви Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и великих чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа между патриаршества в лето от сотворения мира 7213 году, а то рождества Сына Слова Божия 1704 году, в 23 лето царства его. Сей колокол весом 798 пуд лил мастер Иванъ Моторинъ"

  Верхний пояс колокола украшен арабесками, состоящими из побегов растений и декоративных завитков. Под ними, в килевидном киотце - Голгофский крест. Нижний пояс орнамента украшают изображения ангельских ликов с крыльями, дополненные расходящимися рогами изобилия. Декор "Семисотного" колокола поражает необычайно тонкой проработкой. При ближайшем расмотрении улыбающиеся, на первый взгляд, лики ангелов кажутся поющими. К сожалению, Семисотенная пристройка устроена таким образом, что разглядеть колокол с улицы практически невозможно. В настоящее время колокол в звонах не используется, хотя он и не поврежден. Помимо имени "Семисотный", у него есть еще два названия, связанных со службой - это "Великопостный" и "Вседневный".

[1] Колокольня Ивана Великого в Москве. Б.м., 1888
[2] Лицевой Летописный свод. Т. 10. Царственная книга. XVI век. Л. 347
[3] Олеарий А. Описание путешествия в Москву. М., 1996. С. 164
[4] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118
[5] Мартынов А.А. Московские колокола. Б.м., б.г. С. 102
[6] Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокола Московского Кремля в свете событий 1812 года // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 2006. С. 175

составитель материала - Москвичева Юлия



 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru