вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> колокола звонницы ростова великого

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Колокола звонницы Успенского собора Ростова Великого

     Еще в XIX столетии исследователи признавали, что лучшие по тону колокола в России находятся на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Звоны там названы по именам учредителей: Ионинский, по имени митрополита Ионы Сысоевича, который с 1652 года по 1691 год в течение 39-и лет правил Ростовской митрополией; Георгиевский, особенно хороший, как говорят знатоки, принадлежал архиепископу Георгию Дашкову, правившему Ростовом уже по уничтожении митрополии с 1718 года по 1731 год; Иоакимовский, по имени архиепископа Иоакима, 1731-1741 год. Известны и другие ростовские звоны, например, Ионафановский. Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2.000 пудов, второй в 1.000, третий в 500 и т.д. до 20 пудов и менее. Всех колоколов в то время было тринадцать. Сейчас на звоннице находятся пятнадцать колоколов. Многие из них уникальны по своей истории, технике литья, а главное - по своему звучанию.

Колокол "Сысой"

  В 80-е годы XVII века стараниями мастеров ростовского митрополита Ионы Сысоевича (1652-1691) рядом с кафедральным Успенским собором была возведена звонница палатного типа с набором из двенадцати колоколов. Самый большой колокол весит две тысячи пудов (32 тонны), лил его в 1688 году московский мастер Флор Терентьев. Имя своё "Сысой" он получил в память об отце владыки Ионы, схимонахе Сысое. Язык этого колокола-гиганта весит около полутора тонн, раскачивают его два звонаря. Диаметр отверстия, или поперечник основания, сего колокола - 5 аршин и 3/4 вершка. Диаметр его вершины внутри 2 аршина 7 1/4 вершка. Высота колокола внутри от основания до верху, не считая ушей, 3 аршина 13 1/2 вершка. Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, у сего колокола 7 вершков. Число простых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 130,92. Колокол имеет скромное убранство. Около его главы и краев проходит рельефная надпись, выполненная вязью на церковно-славянском языке. Из текста надписи мы знаем, что отливал "Сысой" мастер Флор Терентьев.

     Вверху, вокруг главы написано: "Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев", а внизу, вокруг краев написано: "и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов". Помимо надписи колокол украшает довольно сложный орнамент. Над текстом расположен ряд изображений серафимов (благодаря искусству литейщика они составляют как бы волнообразную линию). Под надписью проходит узкая полоса цветочного орнамента и ряд из шестикрылых херувимов.

    Тон этого колокола соответствует ноте "До", находящейся на второй добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом и весьма близко подходит к малой терции нормального диапазона простых колебаний. Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме основного тона "До", дает еще верхний гармонический тон, составляющий чистую большую терцию, соответствующую ноте "Ми", находящейся между третьей и четвертой линиями нотной системы с ключом басовым. Этот верхний тон - большая терция "Ми" - становится особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от сего колокола, во время благовеста в него. При совместном звучании с двумя менее крупными колоколами ростовской звонницы - "Лебедем" (500 пудов) и "Полиелейным" (1000 пудов), отлитыми знаменитым мастером Филиппом Андреевым соответственно в 1682 и 1683 годах, звон их образует до-мажорное трезвучие, и слаженность, необходимая для этого, поразительна. Низший обертон "Сысоя" совпадает с основным тоном "Полиелейного".

Колокол "Полиелейный"

  Следующий по величине колокол - тысячепудовый "Полиелейный", отлитый шестью годами раньше "Сысоя", в 1682 году, московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. "Полиелейный" в переводе с греческого означает "многомилостивый". Колокол украшен двумя широкими орнаментальными поясами, между которыми расположена надпись. Верхний пояс орнамента составляют изображения шестикрылых херувимов с восьмиконечными розетками между ними. Нижний пояс состоит из двух рядов орнамента. Один из них это сложный цветочный узор, близкий по рисунку такому же орнаменту на "Сысое". К сожалению, мы не можем оценить всей его красоты из-за не совсем качественного литья - часть рисунка скрыта под натеками металла. Под цветочным орнаментом расположен ряд из фигурок фантастических крылатых существ с кистью-ламбрекеном вместо хвоста. Вторую пару крыльев им заменяют завитки ввиде буквы С. Фигурки чередуются с такими же восьмикнечными розетками, что и херувимы в верхнем поясе орнамента. Такие мотивы орнамента (в виде цветочного узора и крылатых фигурок с ламбрекенами) Филипп Андреев позже будет использовать и в других своих работах. Например, они украшают колокола этого мастера на колокольне Иван Великий в Московском Кремле: "Ростовский" на первом ярусе, и два колокола 1687 года на втором и третьем ярусах.


Колокол "Лебедь"

     Колокол "Лебедь" весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с "Полиелейным" в 1682 году. "Лебедем" его прозвали за красивый полётный голос. Это третий по величине колокол ростовской звонницы. По характеру убранства он типичен для своего времени. Наиболее нарядно украшена верхняя часть колокола. Здесь в поясе с текстом изображен Галгофский крест, под надписью проходит растительный орнамент из восьмилепестковых розеток, вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. Очень сходный по рисунку с этим орнаментом декор был использован мастерами Василием и Яковым Леонтьевыми для украшения колокола под названием "Широкий" 1677 года. Он сейчас находится возле звонницы собора Святой Софии в Новгороде. Под ним расположен ряд с изображениями четырехкрылых существ с хвостами-ламбрекенами. Оба этих мотива очень напоминают декор "Полиелейного" колокола. Литье также было выполнено с некоторыми изъянами: мелкие детали почти не проработаны.

     Рядом с "Лебедем", в третьем пролёте звонницы находятся ещё три колокола - "Красный" (30 пудов), "Козел" (20 пудов) и "Набатный". Другие четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвёртым пролётами.

Далее >>

1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.   5 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru