вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> колокола звонницы ростова великого - страница

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Колокола "Красный", "Козел" и "Набатный"

     Колокол "Красный", вес которого составляет примерно 30 пудов, не имеет датировки, однако особенности его орнамента находят наиболее близкие аналоги среди колоколов конца XVII - начала XVIII века. Верхний фриз колокола разделен на три пояса. Первый состоит из тщательно проработанных ажурных трилистников, соединенных дугообразными стеблями. Под ним проходит гладкий пояс в обрамлении валиков. Наконец, внизу помещены изображения крылатых существ (ангелов?) с замысловатыми хвостами из плодов и листьев.

     Такой мотив известен нам на примере колоколов, отлитых мастерами из династи Моториных. Это колокола Федора Моторина: 1683 года на колокольне собора Покрова на Рву и 1685 года, отлитый для колокольни Никольского собора в Москве. Из колоколов работы Ивана Моторина это - "Семисотный" 1704 года на Успенской звоннице Московского Кремля, "Набатный" 1714 года, ныне находящийся в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля, и "Новгородский" 1730 года на первом ярусе колокольни Иван Великий. Стоит также отметить, что изображения ангелов на колоколе "Красный" по рисунку ближе аналогичным изображениям на колоколах Ивана Моторина (особенно "Семисотном"). Крылатые существа на колоколах Федора Моторины выглядят иначе, хотя точнее было бы охарактеризовать изображение крылатых существ на колоколе "Красный" как некий синтез особенностей подобного орнамента на разных колоколах.

     Колокол "Козел" (его вес -20 пудов) лишен какой-либо орнаментации. Он был отлит в конце XIX века на ярославском заводе Оловянишникова. По рекомендации о. Аристарха Израилева, согласно которой любой орнамент пагубно сказывается на звучании колокола, колокол "Козел" изготовили с совершенно гладкой поверхностью. Однако особенного благозвучия эта предосторожность колоколу не принесла. После того, как он был поврежден, колокол совсем перестали использовать в звонах.

     Колокол "Набатный" больше известен по другому своему названию - "Ионафановский". Его изготовили в 1894 году на заводе Оловянишникова, как и предыдущий колокол. Отливка "Иоанафановского" колокола была своеобразным подарком по случаю торжественного события - пятидесятилетнего служения в церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Иоанафана. Об этом свидетельствует довольно пространная гравированная надпись в верхней части колокола. Поле с надписью ограничено валиками и обрамлено двумя широкими рядами орнамента. Верхний пояс выполнен в виде ромбовидного узора, а нижний в виде стилизованной плетенки. Благодаря высокому качеству литья, оба орнамента выполнены достаточно четко. Такое решение орнамента, лишенное какой-либо символики, было типично для этого времени.

"Безымянные" колокола

     Как уже было сказано выше, четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвертым пролетами ростовской звонницы. С исторической точки зрения интерес представляют три из них. Орнамент одного из них представляет собой два пояса из ажурных трилистников, соединенных между собой дугообразными стеблями. Два ряда орнамента являются как бы зеркальным отображением друг друга. Между орнаментальными поясами проходит широкая гладкая полоса, обрамленная валиками. Судя по характеру рисунка трилистника, тщательности проработки орнамента и высокому качеству литья, колокол этот может быть датирован концом XVII века. Так же можно предположить, что он был отлит московским мастером. Некоторое время на звоннице находились еще два колокола с подобным орнаментом. В настоящее время похожий декор можно видеть на колоколе "Ясак".

     Еще два безымянных колокола имеют практически одинаковое оформление. Их декор представляет собой два пояса растительного орнамента, состоящего из вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. По своему рисунку он очень напоминает растительный орнамент больших колоколов ростовской звонницы "Сысоя" и "Полиелейного" (особенно "Сысоя").

     Из пяти колоколов, расположенных в четвертом пролете звонницы, сохранились три древних колокола: "Баран", отлитый московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных. Кроме них в этом пролете находится еще колокол "Голодарь" XIX века и небольшой колокол "Ясак", предназначенный для того, чтобы подавать сигнал к началу звона.

Далее >>

1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.   5 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru