вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> колокола звонницы ростова великого - страница

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Колокол "Голодарь"

 Колокол "Голодарь" весом 171 пуд изготовлен в 1856 году на заводе Ярославского купца Чарышникова. Когда-то на месте этого колокола висели   "Голодарь" 1-й и "Голодарь" 2-й , которые были разбиты. Название свое колокол получил от того, что в него благовестили во время Великого Поста. Для декоративного убранства "Голодаря" характерно большое разнообразие элементов. Вверху и внизу на его поверхности воспроизведена надпись гражданским шрифтом о создании колокола, ограниченная валиками и жемчужником. В верхней части над надписью даны изображения шестикрылых херувимов, чередующиеся с картушами, внутри которых помещен орнамент из виноградных плодов и листьев. Ниже надписи проходит кайма растительного узора, состоящая из завивающихся стеблей и листьев аканта, рядов жемчужника и мелких пальметт. Эта кайма в четырех местах прерывается прямоугольными клеймами с рельефными изображениями иконы Владимирской Богоматери и святых Николая Чудотворца, Александра Невского и Леонтия Ростовского.

     Все изображения ограничены рамами из растительного орнамента, жемчужника и веревочки. По сторонам клейм расположены фигуры коленнопреклоненных ангелов на облаках. Между клеймами помещены лики ангелов с распущенными крыльями. Рельеф разнообразен по высоте и тщательно проработан. Возможно, поводом для отливки колокола послужило восшествие на престол императора Александра II. Подтверждением этому служат рельефные изображения патрональных святых государя и его отца: князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца.

Колокол "Баран"

     Колокол "Баран" самый древний на Ростовской звоннице. Вес его 80 пудов. Отлил колокол в 1654 году известный московский мастер Емельян Данилов для звонницы-предшественницы нынешней. В его украшении использованы различные орнаментальные мотивы и довольно длинная надпись. В верхней части колокола размещена кайма из трилистников, соединенных дугообразными стеблями, под ней - текст надписи, выполненый такой нарядной вязью, что сам является украшением колокола. Под ним находится полоса орнамента, основной мотив которой - львинообразные маски в обрамлении побегов и листьев аканта. Этот мотив получил название "маскароны". На ветвях аканта изображены фантастические птицы. Завершается орнаментальный пояс узкой полосой из дугообразных стеблей и свисающих с них трилистников. Орнамент отличается тщательностью проработки и высоким качеством литья. Довольно похожий по рисунку, хотя и отличающийся некоторым своеобразием орнамент украшает колокол 1692 года, находящийся ныне на звоннице Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Зазвонные колокола

    В четвертом пролете ростовской звонницы кроме двух упомянутых колоколов находятся два небольших зазвонных колокола и колокол "Ясак". Один из зазвонных колоколов практически лишен какого-либо декора. "Ясак" - не участвует в звонах, а только подает сигнал к их началу. Его орнамент весьма традиционен - это два пояса трилистников в зеркальном отображении. По стилю их рисунок очень схож с декором одного из "безымянных" колоколов третьего проема.

  Второй зазвонный колокол очень интересен с точки зрения своего декоративного оформления. Наряду с традиционной каймой из дугообразных стеблей и ажурных трилистников, на нем выполнен орнаментальный фриз, в рисунок которого входят изображения фантастических птиц в обрабрамлении вьющихся побегов с пышной листвой и плодами. Датировка этого коколола основана на близких аналогах. В музее Ростова Великого хранится колокол 1685 года из села Первитина Ростовского района. Его орнамент практически идентичен декору зазвонного колокола. На колокольне собора Покрова на Рву есть колокол 1692 года, работы Ивана Моторина, орнаментальные мотивы которого несколько схожи с ним, но имеют гораздо более сложный рисунок и тщательную проработку.

     Звоны на ростовской звонницы уникальны по своему звучанию и гармонии. Во время звона звонари становятся так, что могут видеть друг друга и соглашаться в такте, что является одним из условий гармоничного и слаженного звона. Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел учредить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: "дайте такую же колокольню и такие же колокола".



Материал подготовлен на основе источников:

Израилев А.А. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884;
Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897;
Оловянишников Н.И. История колоколов
и колокололитейное искусство. М., 1912 (репр.: М., 2003)
Зякин В.В. Об орнаментации колоколов // Соборная звонница Ростова Великого: Сообщения Ростовского музея. Ростов,1993. Вып. 4. С.:28-46

составители материала - Ольга Азарова, Юлия Москвичева

Далее >>

1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.   5 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru