вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> набатный колокол - страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Корона «Набатного» колокола. 1714 год. Мастер - Иван Моторин

     Вряд ли можно допустить, что столь значимый набатный колокол более 30 лет провисел без языка. Если бы такой печальный факт имел место в его судьбе, колокол, скорее всего, заменили бы другим набатом. Еще менее вероятно, что его хотели уничтожить как «памятник зол российских, заслуживающий быть забыту всеми благомыслящими Отечества сынами» [3,4]. Согласно высочайшему распоряжению, «Набатный» колокол было велено «сохранять навсегда на своем месте (т.е. на той башне, где он висел), в случае же починки башни, сохранять колокол в надежном месте до исправления ея, а по исправлении опять вешать на свое место» [4]. Из-за затянувшихся ремонтных работ, а затем и подготовки к военным действиям, колокол так и не вернулся на свое место. После нескольких перемещений (см. выше), в 1821 году его передали в Оружейную палату [1,3], где колокол можно видеть и поныне вместе с языком, что делает легенду о каком-то спрятанном языке совсем неправдоподобной.

Короны двух колоколов:
1. «Полиелейный» (1682 год), мастер - Филипп Андреев
(звонница Успенского собора в Ростове Великом)
2. Колокол 1690 года, мастер - Михаил Ладыгин
(собрание музея-заповедника «Коломенское»)

     В отличие от перечисленных начале статьи колоколов, «Набатный» интересен не только своей историей, но и замечательным качеством литья, и очень нарядным декором. Колокол отлит строго по канонам колокололитейного дела второй половины XVII - начала XVIII века. При весе около двух с половиной тонн, он имеет высоту чуть более полутора метров (162 см - примерно высота среднего человеческого роста) [3]. Благородство и красоту его облика создают гармоничные пропорции, плавные очертания и правильно расположенный пояс орнамента. Корона составляет примерно пятую часть высоты и состоит из шести ушей и маточника. На ушах обычного профиля (из трех граней) отсутствует какой-либо декор. Очертания маточника и ушей вполне характерны для «моторинского» круга мастеров. Это хорошо видно при их сравнении с коронами колоколов, отлитых мастерами XVII века: Емельяном Даниловым (колокол «Баран», 1654 год); Михаилом Ладыгиным (колокол 1690 года), Филиппом Андреевым (колокол «Полиелейный», 1682 год) и некоторыми другими. Некоторое сходство, хотя и неполное, можно отметить с короной колокола 1648 года из Алексеевского монастыря в собрании музея-заповедника «Коломенское».

Фрагменты орнамента «Набатного» колокола: Голгофский крест и арабеска

     Декор колокола очень красив. Он достаточно сложнен, разделен на несколько фризов, но занимает только верхнюю треть общей высоты. Его верхний пояс составляют арабески обычного для мастера рисунка. Под ними расположена надпись, началом которой служит изображение Голгофского креста с орудиями страстей. Рисунок креста весьма схож с крестом на колоколах Федора Моторина («Новый Успенский», 1679 год) и Михаила Ладыгина (1690 год). Следующий пояс составляют крылатые маски львов в обрамлении изогнутых наподобие вьющихся побегов рогов изобилия [3]. Завершает оформление надпись с именем мастера на валу.

Фрагменты орнаментов:
1. «Набатный» колокол (1714 год);
2. Пушка конца XVII века (Западная Европа);
3. Колокол 1648 года

     Этот мотив весьма интересен. Впервые он появился в русском прикладном искусстве в 1650-е – 1660-е годы на изразцах белорусских и польских мастеров в мастерских Иверского монастыря на Валдае и в Новом Иерусалиме. На колоколах русских мастеров мы практически не встречаем такого рисунка. Только на колоколе 1648 года из Алексеевского монастыря и «Марьинском» колоколе Московского Кремля (1668 год) можно увидеть схожий, но не идентичный рисунок. Зато очень любопытный аналог мы находим на пушке конца XVII века (Западная Европа) в собрании Артиллерийского Исторического музея в Санкт-Петербурге. В творчестве самого Ивана Моторина немного раньше тоже встречалось изображение рога изобилия - в декоре «Семисотного» колокола Московского Кремля (1704 год), правда, в сочетании с фигурами ангелов, а не с львиными масками, как на «Набатном» колоколе. Нижний пояс орнамента составляют крылатые фигуры с гроздьями плодов.

Фрагмент орнамента «Набатного» колокола: ангелы с гроздьями плодов

     В заключение хотелось бы отметить, что тщательное исследование «Набатного» колокола еще раз подтверждает взаимное влияние таких мастеров как Емельян Данилов, Федор и Иван Моторины, Михаил Ладыгин, Филипп Андреев и некоторых других, менее известных. Однако ряд вопросов остается неразрешенным. В частности, непонятно, почему так несхожи орнаменты на колоколах представителей одной династии: Федора, Ивана, Дмитрия и Михаила Моториных? Откуда в декоре колоколов Ивана Моторина появляется столь необычный мотив, как рог изобилия? Наконец, почему единственным близким аналогом этому мотиву стал декор западноевропейской (возможно польской) пушки? Дальнейшие исследования в области колокольного и пушечного декора должны помочь ответить на эти вопросы.

Примечания:

[1] Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897. С.: 288-330
[2] Кремль: Альбом. М., 2009. С.: 186-187
[3] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.: 45-46
[4] Есипов Г.В. Набатный колокол // Исторический вестник. 1881. Т. 2. С.: 418-420
[5] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003 ( репр. с изд. 1912 года). С.: 356-360

<<К началу материала


1 стр.    2 стр.   

автор материала - Ольга Азарова

16.04.2011 года

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru