вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> история орнаментации церковных колоколов -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



В общей сложности, все оформление колоколов можно разделить на:
  • горизонтальные пояски или бороздки, исполненные в модели или открученные на фальшколоколе при помощи доски-лекала
  • орнаментальные фризы (растительные или геометрические)
  • надписи, выполненные выпукло в литье, гравированные, или их сочетание
  • рельефноисполненные иконы Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
Горизонтальные пояски на внешней поверхности колокола подобно тонким одинарным или двойным полуциркульным обручам закрепляют каждое изменение кривой, образующей внешний профиль колокола. При переходе округлого Плеча колокола в отвесную часть между Плечом и Полями колокола ставится поясок. Далее при утолщении профиля книзу и переходу к Полям также ставят поясок. В месте перехода Полей к Валу (наиболее утолщенной части колокола) располагается сложный тройной пояс. Самая нижняя часть колокола - Губа отделяется от Вала одинарным пояском. Нужно сказать, что иноземные мастера, обучавшие своих русских учеников, иначе располагали пояски на своих колоколах, допуская более произвольное обращение с архитектурой колокола, и только русские мастера выработали данный способ расположения поясков, украшающих колокол. С незначительными изменениями этот порядок расположения поясков дошел до начала XX века - времени прекращения колокололитейного дела в России.

     Ко времени правления царя Бориса Федоровича Годунова, концу XVI века относится первый зафиксированный случай украшения колокола растительным орнаментом готического происхождения, известный в колокольной литературе, как трилистник, так же дошедший до нашего времени с незначительными изменениями, по которым можно отличить разные российские колокололитейные производства прошлого. Трилистник мог располагаться как под верхними поясками, так и над ними или в сочетании. С середины XVII века, в основном на колоколах веса от 12 пудов и более, появляется орнаментальный фриз из так называемых арабесок. Присутствуют также сложные пояса, состоящие из перевивающегося растительного орнамента с включениями элементов геометрических вставок.
     Между двумя поясками орнамента часто располагается текст надписи. На русских церковных колоколах они появляются достаточно рано. Примером является надпись на Никоновском колоколе Троице-Сергиевой Лавры 1422 года. Если текст надписи был достаточно пространным, он мог занимать две и более строки или продолжатся на юбке колокола. В некоторых случаях надпись занимает почти всю поверхность колокола и практически является основным его украшением.

     Вкладная надпись обычно повествует о времени отливки колокола, его заказчике, мастере и вкладчиках. Можно сказать, что колокол воспринимался как поминовение заказчика и его близких о здравии при их жизни или об упокоении после кончины. Иногда надпись содержала текст молитвы, что согласовалось с его символикой как ангельской трубы, гласа Божьего.

1 стр.    2 стр.    3 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru