вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> история орнаментации церковных колоколов -> страница 3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Профиль любого колокола состоит из двух поверхностей: внешней и внутренней. Внешний профиль имеет довольно сложную структуру.

  Корона колокола состоит из Маточника - усеченной пирамиды (иногда, особенно в XVII веке, маточник имел форму петли) с арочным отверстием вверху и Ушей, которых может быть четыре, шесть или восемь, в зависимости от величины колокола.

     Наиболее распространенным является Маточник с шестью Ушами: двумя одинарными и двумя парными. Подобные Короны известны на колоколах весом от полупуда (8 кг) до двух тысяч пудов (32 т). Такие огромные колокола Московского Кремля как Большой Успенский и Царь-колокол имеют короны из Маточника и восьми Ушей.

     Следующий обязательный элемент - это Сковорода - круглое утолщенное основание Короны. Далее следует Глава, состоящая из Плечей и двух ярусов поясков - верхнего и нижнего. Между поясками размещают надпись. Вверху поясков могут располагаться изображения Сил Небесных или иные украшения. Под нижними поясками находятся Поля, отделенные от Вала сложным трехсоставным пояском. Самой нижней частью внешнего профиля колокола является Губа, которая также отделена от Вала пояском. Художественное оформление любого колокола зависит от вкусов эпохи. Обычно оно состоит из нескольких элементов - рельефных икон, орнаментальных фризов, картушей, надписей и орнаментов.

   Ранние русские колокола имели простое художественное оформление. Единственным скромным украшением "Никоновского" или "Чудотворцева" колокола, отлитого в 1420 году и размещенного на большой колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, является надпись, идущая в два яруса по верху Полей колокола. Она повествует о дате его отливки и именах вкладчиков. Надпись выполнена красивым четким уставом и украшает Поля колокола подобно геометрическому орнаментальному фризу.

     Наряду с вкладными надписями появляются орнаментальные пояса, украшающие верхнюю часть полей колоколов. Орнаментами украшают и уши колоколов. Особенно выделялись в середине XVI века псковские мастера, украшавшие свои изделия причудливыми сочетаниями трав и животных в орнаментальных поясках. Надписи на псковских колоколах размещаются даже по верху сковороды.

     В XVI - начале XVII века надписи на колоколах чаще всего дополняли орнаментами из двух цветущих переплетающихся стеблей. Такой орнамент встречается на вкладных царских колоколах "Лебедь" и "Годунов" (колокол Лебедь находится, а Годунов находился на большой лаврской колокольне). Если сравнить их с сохранившимся в Московском Кремле колоколом "Реут", то станет очевидным, что украшением этих колоколов руководил один и тот же мастер, знаменитый литейщик Андрей Чохов. В конце XVI века наряду с травным орнаментом появился фриз в виде трилистника. В этот период иногда встречаются и растительные орнаменты, в которые включены медальоны с различными животными (на псковcких и новгородских колоколах XVI века).

     Наиболее ранние рельефы на колоколах - это изображения Сил Небесных: шестикрылых Серафимов и Херувимов. На разных колоколах они могут быть изображены по разному, но каждому колоколу соответствует определенный вид изображения Сил Небесных.

    Рельефные изображения икон в поточном производстве российских колоколов появляются довольно поздно, не ранее конца XVIII века. Подлинным расцветом украшательства русских колоколов стало время с семидесятых годов XIX века по 1917 год. В этот период на поверхность колокола, вопреки его архитектуре, ставились разностильные и разномасштабные элементы декора, порой заполнявшие всю поверхность изделия. Часто колокола обтачивали с внешней стороны и покрывали рельефы бронзовой и серебряной пудрой.

     Против рельефных изображений на колоколах выступал известный исследователь звучания русских колоколов протоиерей Аристарх Израилев, полагая, что рельеф, особенно высокий, не улучшает звучания колоколов. Конечно, в момент освящения весьма эффектно смотрятся богато украшенные и до блеска начищенные колокола. Однако по прошествии нескольких лет колокол покрывается темно-серой патиной и именно в таком виде сохраняется надолго. Мы не будем пытаться ответить на вопрос о том, должны ли быть иконы на колоколах. Ответ на него зависит от вкуса заказчика и художественного чутья мастера-исполнителя. Вполне допустимы иконы и прочие украшения, исполненные в низком рельефе, при соблюдении меры и красоты. На малых колоколах от 1 пуда до 10 допустим рельеф не выше 4-5 мм. На больших колоколах возможен более высокий рельеф, который даже на сверхтяжелых колоколах (от 1000 п и более) все же не должен превышать 30-40 мм. Главным должен оставаться принцип - рельеф для колокола, а не колокол для рельефа.

     Надписи на колоколах должны нести информацию о храме, в который вкладывается колокол, его весе и изготовителе. Кроме этого надпись может содержать имена заказчиков колокола, правящего архиерея и священников, при которых был отлит колокол. Допустимы и поминальные надписи.

     Ныне лучшие современные производства изучили и используют ставшую классической систему украшения церковных колоколов. Надписи на колоколах чаще всего исполняются в орфографии XVII и XIX веков или в современной традиции, т.е. заглавными церковнославянскими буквами без знаков препинания. Специалистами Общества Церковных звонарей Московской Патриархии был разработан образец надписи, помещаемой на колоколе:

     ОТЛИТ КОЛОКОЛ СЕЙ КО ХРАМУ (именование храма) В ЛЕТО (……..) ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА А ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА (……..) В ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСТВО СВЯТЕЙШЕГО АЛЕКСИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ПРИ (МИТРОПОЛИТЕ АРХИЕПИСКОПЕ ИЛИ ЕПИСКОПЕ дать титул правящего архиерея) В НАСТОЯТЕЛЬСТВО (титул настоятеля храма) ТЩАНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ (ИМЕНА ВКЛАДЧИКОВ). ЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ НА ЗАВОДЕ (наименование предприятия, мастером или мастерами). ВЕСУ В СЕМ КОЛОКОЛЕ ПУДОВ (…) ФУНТОВ (…).

1 стр.    2 стр.    3 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru