вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> художественное убранство исторических колокол... -> страница 5

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


1 стр.     2 стр.     3 стр.     4 стр.     5 стр.    6 стр.     Приложения

     Оба больших колокола обители имеют множество особенностей технологии изготовления. Технология литья колоколов в XIX веке достаточно полно описана в книге Николая Ивановича Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство" (М. 1912 г.), и с ней можно познакомиться в соответствующем разделе нашего сайта. Остановимся лишь на некоторых отличительных деталях, связанных с изготовлением двух больших даниловских колоколов.

     Чтобы представить себе, хотя бы приблизительно, процесс изготовления колоколов нужно понять, что мы имеем дело с весьма сложным технологическим производством тяжелого бронзового литья. На выходе колокол должен обладать эффектным внешним видом, быть достаточно прочным и иметь красивый, богатый и низкий звук. Для этого все литейные мастерские прошлого и настоящего имеют в своем арсенале целый набор профилей колоколов разной величины и веса. Мастера имели представление о звучании своих колоколов, в соответствии с имеющимися шаблонами, и могли даже планировать это звучание на ранних стадиях производственного процесса. Некоторые мастерские в конце XIX века занимались вопросами сочетания своих моделей в подборе.

     Когда мы пытаемся представить себе масштабы колокольного литья на крупных литейных заводах, то понимаем, что это было, скорее всего, поточное производство. Очевидно, в колокололитейном деле, как и в иконописи, наблюдалось распределение работ по отдельным участкам с узкой специализацией мастеров. На производстве были свои собственные мастера-ваятели. Если же мастерская получала серьезный государственный заказ, то скульптора могли пригласить со стороны. В работах по оформлению двух больших даниловских колоколов принимали участие только местные заводские мастера, в то время, как, например, работа над колоколами для Храма Христа Спасителя в Москве была поручена приглашенному скульптору более высокого уровня. В этом можно убедиться, сопоставив фотографии колоколов. На фото слева - фрагмент колокола с Храма Христа Спасителя, справа - фрагмент колокола из Даниловского набора.

     Все надписи на даниловских колоколах исполнены заглавными церковно-славянскими буквами. Слова поставлены вразрядку, с расчетом полного и равномерного заполнения пояса колокола. Тексты крепились на внешнюю поверхность "фальшколокола" двумя способами. Первый способ представлял собой нанесение надписи непосредственно на фальшколокол отдельно каждой буквой. При этом каждая буква исполнялась на собственной прямоугольной подложке. Второй способ имел отличие в том, что надпись исполнялась на бумажной, картонной или матерчатой ленте, имевшей толщину около полутора милиметров и крепилась целиком на заранее определенный пояс. Таким образом, мастера могли собирать весь текст надписи отдельно, не мешая при этом другим рабочим заниматься своим делом.

     При исследовании колоколов выяснилось, что общую подложку имеют и широкие орнаментальные пояса, состоящие из различных элементов декора, порой сложно переплетающихся между собой. Это дает возможность предполагать, что мастера имели заранее изготовленные "макеты" для колоколов соответствующей формы с заранее нанесенной подложкой, выполненной из воска или какого-то иного материала. На общую подложку наносили все элементы художественного оформления колоколов. По готовности всю систему с восковыми поясами, рельефными иконами и орнаментами снимали с макета и затем закрепляли на поверхности фальшколокола. Такой прием сокращал время изготовления глиняной модели колокола перед ее формовкой, поскольку глина, в условиях слишком долгой просушки, могла терять свои прочностные качества и разрушаться.

     После полного остывания колокола рабочие вынимали землю из литейной ямы и приступали к удалению пригара или шубы с внешней поверхности колокола. После предварительной расчистки внешней поверхности и удаления внутреннего болвана, колокол ставили на специальное приспособления в виде мощного вращающегося стола, к поверхности колокола подводили резец и обтачивали те части внешней поверхности, где отсутствовал декор, обходя надписи и выступающие детали. Очевидно, примитивные станки для обточки колоколов напоминали аналогичные приспособления для обточки орудийных бронзовых стволов. Отделка полиелейного колокола менее тщательна, чем большого, что объяснимо только одной причиной - сжатыми сроками поставки колокола в монастырь. Во многих местах на поверхности колокола видны следы удаления пригара зубилами.

1 стр.     2 стр.     3 стр.     4 стр.     5 стр.    6 стр.     Приложения

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru