вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> сходные мотивы орнамента в декоре колоколов и... -> страница 3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Пищаль работы Харитона Иванова. Конец XVII века. Собрание ГИМа

     Еще один интересный случай использования «колокольных» орнаментов для украшения пищали. Речь идет о пищали 1660-х – 1670-х годов работы известного литейщика Харитона Иванова сына Попова. Наибольшую известность получил в литературе 1000-пудовый колокол его работы, отлитый с «товарищем» Петром Харитоновым сыном Дурасовым в 1677 году для Симонова монастыря. Годом раньше Харитон Иванов с учениками отливал целый подбор из девяти колоколов для соборной церкви в Казани. Об успешном окончании работы царю Федору Алексеевичу в особой челобитной сообщил Казанский митрополит Иосиф [5]. Менее известна работа Харитона Иванова по отливке пушек и пищалей. Между тем, в том же 1676 году мастер отлил пищалей «пищалей полковых». В работе ему помогали «Харитоновских учеников – пять человек» [5]. Известно еще несколько пушек и пищалей его работы. Среди них пищаль «Аспид» 1671 года, две пушки 1666 года и две мортиры 1681 года [10,4]. Все они хранятся в собрании Артиллерийского исторического музея Санкт-Петербурга, за исключением одной пищали, хранящейся в Государственном Историческом музее в Москве, об орнаменте которой пойдет речь ниже.

Пищаль работы Харитона Иванова. Конец XVII века. Фрагменты декора

     Пищаль украшена пятью орнаментальными фризами. Два из них как бы в зеркальном отображении украшают дульную часть орудия (отметим это «зеркальное» расположение орнаментальных поясов, очень характерное для колокольного декора). Их основной мотив – изображения фантастических существ – птиц или грифонов. Почти идентичные по рисунку существа являются характерным элементом в декоре колоколов Дмитрия Моторина. Этот элемент входит в орнаментальный пояс колокола 1687 года, отлитого мастером для храма Покрова Пресвятой Богородицы села Медведково (ныне хранится в собрании музея-заповедника «Коломенское»). Тот же рисунок мы видим в орнаменте колоколов 1690-х годов на звоннице Спасо-Андроникова монастыря и в собрании Церковного колокольного музея Общества церковных звонарей.

Колокол 1687 года (вверху) и колокол 1690-х годов (внизу)
Мастер - Дмитрий Моторин. Фрагменты декора

     Еще два орнаментальных пояса, тоже в зеркальном отображении обрамляют казенную часть пищали: один пояс расположен ниже дельфинов, другой у самого винграда (пятый ряд – надпись вязью с именем мастера выше дельфинов). Здесь расположены орнаментальные пояса из бутонов в обрамлении изогнутых побегов. На конце каждого побега находится еще один бутон очень сходный по рисунку с изображением головы фантастической птицы, клювом прикусывающей побег. Чрезвычайно похожий орнамент украшает колокол неизвестного мастера, хранящийся в экспозиции храма Покрова на Рву и пожертвованный неизвестным дарителем «в вотчину свою Московского уезду в село Виноградово…». Сходный мотив украшает 2-й зазвонный колокол (1680-е годы) на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. В несколько усложненном виде он предстает перед нами в декоре колокола работы Федора Моторина (1684 год) в Новодевичьем монастыре и работы Ивана Моторина (1692 год) на колокольне собора Василия Блаженного.

Колокол. Конец XVII века. Фрагменты декора
Экспозиция в храме Покрова на Рву

     Еще одна пищаль, украшенная интересным орнаментом, хранится в собрании Артиллерийского исторического музея Санкт-Петербурга. Ее между 1666-1684 годами отлил пушечный литец Яков Дубинин сын Осипов (по прозвищу Дубина или Дубинка). О нем сохранилось мало сведений. Известно, что между 1658 и 1670 годами Яков Дубинин отлил пушку, в надписи которой он назван учеником (пушка хранится в Государственном Историческом музее в Москве). Во второй половине XVII он работал уже в качестве мастера на московском Пушечном дворе. В 1666 году мастер отлил пищаль, в 1679 году пушку «Волк» и в 1685 году – пищаль «Троил».

Пищаль работы Якова Дубинина. Конец XVII века
Собрание Артиллерийского исторического музея Санкт-Петербурга

     Пищаль Артиллерийского музея украшает орнаментальная лента, расположенная «по косой». Основной ее мотив – очень схематичные изображения крылатых существ. Можно высказать осторожное предположение, что это некая упрощенная форма изображения «Сил Небесных», которые в самых разных вариациях часто изображались на колоколах этого периода. В качестве примеров можно привести колокола Федора Моторина в Новодевичьем монастыре (1684 год) и на колокольне собора Покрова на Рву (1683 год), хотя в обоих случаях это гораздо более сложное и проработанное изображение. На колокольне собора есть колокол 1766 года работы Семена Можжухина. На нем помещены маленькие крылатые существа, которые по своей схематичности весьма близки к изображениям на пищали Якова Дубины. На еще одной пищали из того же собрания мы тоже видим крылатое существо сходного облика.

<
Фрагменты декора на колоколах (вверху): 1684 года - Федор Моторин; 1766 года - Семен Можжухин и на пищали Якова Дубинина (внизу)

     Тема аналогов между орнаментами на колоколах и пушках очень обширна. Это маленькое исследование можно назвать только очерком, первым прикосновением к теме. Однако с уверенностью можно утверждать наличие определенной преемственности между мастерами (или группами мастеров), работавшими иногда даже в разные периоды. Так, есть много сходных черт между орнаментами Иоганна Фалька, Емельяна Данилова, Никифора Баранова, Филиппа Андреева, Федора Моторина и Михаила Лодыгина. Несомненна Преемственность между Иваном Харитоновым, Харитоном Ивановым и Дмитрием Моториным. Цепочки эти можно продолжать, можно найти и другие. Вероятно, наши знания о развитии литейного дела и взаимном влиянии литейщиков были более полными, если бы не было уничтожено столь огромное количество колоколов, с которыми канули в неизвестность имена мастеров, может быть знаменитых в свою эпоху.

Примечания >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.   Примечания   

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru