вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображения сил небесных на колоколах русских... -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

«Трехсвятский» колокол патриарха Никона
1666 год. Новый Иерусалим

     Следующий по времени пример - «Трехсвятский» колокол патриарха Никона (1666 год). На этом колоколе Силы Небесные не составляют единого пояса орнамента. Сами серафимы (или херувимы?) показаны шестикрылыми. Верхние и нижние крылья у них скрещены, как это было и на Царь-колоколе 1655 года. Средние два крыла, так же как и там, подняты вверх. На фресках и в иконописи аналогов этой особенности мало. Хотя, на фресках Святой Софии Константинопольской серафимы показаны именно так. В прикладном искусстве сходных изображений гораздо больше.

"Фрагмент фриза из фигур серафимов на «Ростовском» колоколе (1687 год). Колокольня Иван Великий. Мастер - Филипп Андреев

     Это, например, ковчег-мощевик суздальского архиепископа Дионисия (1383 год), оклады Евангелия Федора Андреевича Кошки (1382 год) и Евангелия из Николо-Песношского монастыря (конец XV века). На обоих Евангелиях присутствует любопытная иконографическая деталь: средняя пара крыльев серафимов дополнена или заменена изображением рук, на некоторых клеймах с платом и кадилом, или с жезлом. Очень интересен в этом плане покровец «Поклонение жертве» начала XVII века, вышитый в Царицыной мастерской. На пелене «Успение» первой четверти XVI века у серафима над главой Спасителя тоже подняты. Наиболее вероятно, что это тоже аллюзия на текст пророка Исаи. В XVI-XVI веках эта деталь уже не встречается в изображениях Сил Небесных, у том числе и на колоколах. Поэтому более близким аналогом для декора «Трехсвятского колокола» – можно назвать фигуры серафимов на внутренней стороне надпрестольной сени в ярославском храме Илии Пророка (1650-е годы).

Фрагмент фриза из фигур серафимов на «Полиелейном» колоколе (1682 год). Звонница Успенского собора в Ростове Великом. Мастер - Филипп Андреев

     Подобные фигурки серафимов будет встречаться на колоколах и в более позднее время. Так на два больших колокола на звоннице Успенского собора в Ростове Великом: Сысоя (1688 год, мастер – Флор Терентьев) и Полиелейного (1683 год, мастер – Филипп Андреев) украшены фризами из шестикрылых серафимов. На колоколе Филиппа Андреева этот фриз является верхним поясом декора и находится над литой надписью. На колоколе Флора Терентьева он расположен под надписью и узким поясом «цветочного» орнамента.

Фигура серафима на колоколе «Сысой» (1688) на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Мастер - Флор Терентьев
  Между отливкой колоколов прошло пять лет, поэтому при общей иконографической схеме очевидна существенная разница в деталях. На «Полиелейном» крылья серафимов вытянуты, они имеют плавные очертания, напоминающие фрески Феофана Грека и иконы XV-XVI веков. Лики же их выполнены достаточно схематично. То же можно сказать и о серафимах на колоколе «Ростовский» (1687 год), находящегося на колокольне Ивана Великого в Москве. На «Сысое» наоборот: крылья серафимов небольшой длины и достаточно резких очертаний, что свойственно чеканке, тиснению и, иногда, изразцам. Детали проработаны очень тщательно: оперение и лики явно выполнялись под влиянием традиции «живоподобия».

     Тоже можно сказать и о ликах четырехкрылых херувимов, которые составляют верхний фриз орнамента на колоколе «Сысой». Все четыре крыла их опущены вниз, что зрительно создает ощущение полета Схожее положение крыльев херувимов у престола Господня мы видим на иконе конца XVII века мастеров Оружейной палаты. Для сравнения, на фресках Успенской церкви на Волотовом поле обе пары крыльев херувимов скрещены, как бы подчеркивая их неподвижность. И на «Сысое», и на «Полиелейном» есть деталь, которой не было на «Трехсвятском» колоколе (1666 год). Вокруг ликов серафимов и херувимов есть ореол, который в будущем станет обязательным.

Изображения серафимов на ярославском колоколе и колоколе 1887 года
     Серафимов, очень близких по иконографии ангельским существам на «Сысое» и «Полиелейном» мы видим еще на двух колоколах. Это: колокол из подбора храма Илии Пророка в Ярославле (вторая половина XVIII века) и колокол, отлитый для одного из храмов Саратова (1887 год, завод Василия Матвеевича Кеменева, основанный в 1816 году). На колоколе XVIII века серафим показан с несколько наивной и даже грубоватой выразительностью, которая была также свойственна колоколам Семена Можжухина и Константина Михайловича Слизова (см. ниже). Такое сходство неудивительно, если вспомнить, что в 1750-е годы Константин Слизов работал в Ярославле на колокололитейном заводе Дмитрия Максимовича Затрапезнова.

     На колоколе 1887 года мастер наделил серафима очень мягкими, округлыми линиями силуэта и почти детским личиком вместо ангельского лика. Здесь силуэт серафима не вытянут, а словно вписан в медальон. Крылья имеют небольшую длину, а верхние не скрещены, а только касаются друг друга. В этом смысле очень интересны Силы Небесные на колоколе «Голодарь», отлитом на заводе Семена Дмитриевича Чарышникова в 1856 году (он находится на звоннице Успенского собора в Ростове Великом). Идея пухлого детского личика здесь доведена до своего логического завершения и имеет оттенок комизма. В данном случае речь идет, вероятно, о херувиме, т.к. он показан с четырьмя крыльями, два верхних крыла при этом подняты вверх.

Фрагмент декора на колоколе «Голодарь» (1856) на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Завод С.Д. Чарышникова

     Колокол «Голодарь» можно назвать в некотором смысле уникальным. Мы не знаем другого примера, когда на одном колоколе собрано так много вариантов изображений Сил Небесных. Помимо херувимов на поле колокола, в верхнем поясе помещены вполне каноничные фигуры шестикрылых серафимов (о них пойдет речь ниже), а между литыми иконами на полях мы видим коленопреклоненных ангелов. Возможно, мастер хотел выразить идею небесного покровительства, это вполне согласуется с поводом для отливки нового колокола: восшествие на престол императора Александра II. Подтверждением этому служат литые иконы патрональных святых государя и его отца: князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца.
 
на третью страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Фотогалерея:
    Изображения Сил Небесных на колоколах
    русских литейщиков XVII-XIX веков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru