вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображения сил небесных на колоколах русских... -> страница 3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Колокол 1677 года у звонницы собора Святой Софии в Новгороде Великом. Мастера - Василий и Яков Леонтьевы

     Второй иконографический тип литых серафимов использован для украшения колокола 1677 года, отлитого братьями Василием и Яковом Леонтьевыми в качестве вседневного благовестника для звонницы собора Святой Софии в Новгороде Великом. Здесь ангельские существа образуют верхний фриз. От первого типа они отличаются расположением крыльев. Ни верхние, ни нижние крылья не скрещены между собой, а средние лишь чуть-чуть опущены вниз. Интересно, что все они вверху снабжены подписями, как на фресках: «херувимы» и «серафимы». Вокруг ликов серафимов и херувимов уже появились ореолы. На иконах, фресках и в прикладном искусстве XVII века практически нет иконографических аналогов для декора колокола 1677 года. По рисунку с ним схоже изображение серафима, выполненное жемчугом и эмалью на митре 1674 года.

Колокол конца XIX века. Суздальский музей

     Как ни странно, к подобной иконографии Сил Небесных вновь возвращаются мастера в XIX столетии. Этому можно привести два примера. Первый – более близкий по типу – колокол XIX века в собрании суздальского музея. Судя по надписи, он был изготовлен для одного из храмов Арзамаса. Литой серафим здесь выполнен более мягко и, можно сказать, живописно, в остальном же он является полным аналогом колокола 1677 года.

Колокол конца XIX века. Завод Василия Михайловича Орлова
     По внешнему облику серафимов на колоколе из собрания суздальского музея, очень напоминают Силы Небесные на колоколе конца XIX века, отлитом на заводе Василия Михайловича Орлова в Санкт-Петербурге. Сейчас он стоит на постаменте возле звонницы собора Святой Софии в Новгороде Великом (в том же собрании, что и колокол, отлитый братьями Леонтьевыми). У серафима на нем верхняя пара крыльев едва намечена, или, вернее, видны только кончики скрещенных крыльев за ликом. Нижние крылья разведены столь широко, что кажутся средними, но показаны концами вниз, а средние подняты так, что занимают обычное место верхних. Неизвестному художнику вполне удалось передать ощущение движения и полета. Стоит еще отметить, что серафимы не составляют единого фриза, а помещены разрознено, как мы это уже видели на колоколах разных эпох: в Новом Иерусалиме (1666 год), на ростовском колоколе «Голодарь» (1856 год), колоколе из собрания суздальского музея (конец XIX века) и колоколе, отлитом на заводе Кеменева в Саратове в 1877 году.

Серафим в декоре колокола конца XIX века
Завод В.М. Орлова в Санкт-Петербурге
Ангел в декоре храма Воскресения Господня
в Новом Иерусалиме 1660-е годы

     Пожалуй, наиболее распространенным и наиболее каноничным стал третий тип изображения херувимов и серафимов на колоколах. Для него характерны шестикрылые фигуры ангельских существ, плавные очертания, сочетающиеся с вытянутыми пропорциями и, главное – положение средней пары крыльев – они как бы опущены вниз. Этот тип мы встречаем на фресках византийских храмов, резьбе на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234 годы), росписях Феофана Грека в Новгороде, новгородских и среднерусских иконах (икона «Отечество» XV века и «Успение» XVI века) и изразцах (храм Воскресения Господня в Новом Иерусалиме, 1660- е годы). В литейном деле он используется мастерами, начиная с 70-х годов XVII века.

«Даниловский» колокол. 1678 год. Мастер - Федор Моторин
  В 1678 году Федор Моторин отлил один из красивейших колоколов Ивана Великого – «Даниловский». Колокол предназначался для Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, сейчас он находится на втором ярусе колокольни. Не будет преувеличением сказать, что на этом колоколе мастер сумел выполнить редкие по гармоничности очертаний фигуры херувимов и серафимов, составляющих третий пояс декора. Разницы между ними нет, но каждая фигура снабжена надписью либо «херувим», либо «серафим». Это прием и необычный, округлый контур изогнутых и скрещенных крыльев, образующих своеобразный орнамент, наводят на мысль об использовании мастером иконописных прорисей, либо о влиянии фресковых композиций. Примечательна и прорисовка перьев на крыльях – крупные, округлые, они прекрасно сочетается с общим рисунком силуэта.

Колокол «Даниловский». 1678 год. Мастер - Федор Моторин. Фрагмент декора

 
на четвертую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Фотогалерея:
    Изображения Сил Небесных на колоколах
    русских литейщиков XVII-XIX веков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru