вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображения сил небесных на колоколах русских... -> страница 4

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Колокол. 1766 год. Мастер - Семен Можжухин

     Большая группа колоколов, на которых размещены изображения Сил Небесных, сходные с декором «Даниловского» колокола, датируется серединой – второй половиной XVIII века. Большая часть их создана Константином Михайловичем Слизовым и его учеником и помощником – Семеном Можжухиным. Хронологически первым следует упомянуть колокол, отлитый Константином Слизовым в 1755 году для колокольни храма Живоначальной Троицы в Останкино.

Колокол. 1755 год. Мастер - Константин Михайлович Слизов. Фрагмент декора

     Нужно отметить несомненное сходство между орнаментальными фризами этого колокола и «Даниловского». Несмотря на значительную временную разницу в трактовке фигур серафимов заметна явная преемственность. У Слизова мы видим те же округлые очертания, те же спокойно опущенные средние крылья (их концы находятся вровень с нижними крыльями). Однако налицо и некоторая упрощенность в проработке деталей: подчеркнутый контур (вместо мягкого рельефа у Федора Моторина), линейный, без характерного двойного изгиба рисунок скрещенных крыльев, более приземистые, как бы уплощенные пропорции и графичная условность в рисунке перьев на крыльях.

Фрагменты декора на колоколах Семена Можжухина:
«Лебедь» (1755 год, справа); часовой Спасской башни (1769 год, вверху)
и на колокольне храма Покрова на Рву (1766 год, внизу)

     Еще более заметной «уплощенность» литья становится на колоколах Семена Можжухина. На колоколах 1766 года (на колокольне храма Покрова на Рву) и 1775 года (колокола «Лебедь» и «Медведь» на колокольне Иван Великий) фигуры серафимов утрачивают мягкость перехода от декора к фону (эффект чеканки или тиснения, который делал столь нарядными колоколаы Моторина) и кажутся наложенными на него. Вместе с тем пропорции вновь становятся изящными и соразмерными (особенно это заметно при рассмотрении орнамента «Лебедя»). Существенная деталь – лики серафимов отлиты подчеркнуто условно и вызывают невольную улыбку.

Изображение серафима на колоколе Николо-Песношского монастыря (в 1790 году был перевезен на колокольню Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге)

     На тех колоколах Можжухина (1769 год), что находятся на Спасской башне Московского Кремля общий рисунок фигур достаточно груб и условен. В этом же ряду стоит и декор колокола XVIII века в подборе колокольни Петропавловской крепости, привезенный сюда в 1790 году из Николо-Песношского монастыря.

Колокол (1840-е – 1850-е годы). Борисоглебский монастырь. Завод С.Д. Чарышникова. Серафим
     Изображения херувимов и серафимов достаточно редко, но все же встречаются на колоколах XIX – начала ХХ века. Достаточно традиционно они исполнены на колоколе из подбора Борисоглебского монастыря, что под Ростовом (1840-е – 1850-е годы, завод Семена Дмитриевича Чарышникова). Можно лишь отметить, что пропорции серафима утрачивают соразмерность: непомерно вытянуты верхние крылья, а средние и нижние показаны совсем короткими. Лики же исполнены с уже традиционным комизмом. Вероятно, для мастеров второй половины XVIII – XIX веков общий художественный эффект заменил тщательность в проработке отдельных силуэтов и даже, иногда, соблюдение церковного канона. Показателен в этом плане еще один колокол XIX века из подбора Петропавловской крепости. Небольшие фигурки серафимов сохранили на нем только общие очертания. Крылья изображены короткими. Верхние только прикасаются друг к другу (а не скрещены, как это было принято), а средние не достигают и половины обычной длины.

Колокол завода Богданова. Около 1860 года

     На колоколе завода Богданова, который можно условно датировать около 1860 года, т.к. в надписи на нем завод еще именуется принадлежащим Александре Павловне Богдановой (вернее Финляндской, урожденной Богдановой), в качестве приданого которой он вскоре после замужества стал собственностью ее мужа - Николая Дмитриевича Финляндского. В верхнем фризе декора фигура серафима вполне отвечает канонам. Обращает на себя внимание лишь тщательно проработанная голова. Он кажется почти скульптурной. Еще более усилен этот эффект в литых украшениях на полях колокола. Эти фигуры трудно назвать серафимами. Крылья лишь намечены, зато непомерна велика голова. Более всего они напоминают ангелов декоре ротонды храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме. Как известно, она была заново отделана около середины XVIII века.

     Тоже можно сказать и о литом декоре колоколов, отлитых в 1905 году на заводе товарищества А.С. Лаврова для колокольни Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Аналоги для них находятся уже не в иконописи, и даже не церковной утвари, а в скульптурном убранстве петербургских соборов. Любопытные сравнения напрашиваются, например, при взгляде на обрамления окон и другие лепные украшения Никольского Морского собора (1762 год, архитектор – Савва Иванович Чевакинский), а также главки собора Смольного монастыря (1750-е годы, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли).

Декоративный фриз на колоколе 1905 года. Завод А.С. Лаврова


 
на пятую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Фотогалерея:
    Изображения Сил Небесных на колоколах
    русских литейщиков XVII-XIX веков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru