вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображения сил небесных на колоколах русских... -> страница 5

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Керамическое панно храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме (1660-е годы) и фрагмент декора колокола «Красный» (1680-е годы) на звоннице Успенского собора в Ростове Великом

     В 1680-х годах на колоколах русских литейщиков появились причудливые трактовки изображения ангелов. Фантазия мастеров наделяла их весьма разнообразными атрибутами: гроздьями плодов, птичьим туловищем, коронами, ламбрекенами и даже рогом изобилия. Уловить в таком причудливом изображении первоначальную ангельскую сущность в некоторых случаях весьа затруднительно. Источником для такого разнообразия мотивов послужила западноевропейская графика (Библия Пискатора 1668 года, графические листы) и декоративно-прикладное искусство.

Библия Пискатора. Сцена из Апокалипсиса. 1668 год
     Начиная с 50-х годов XVII века, в России во множестве работают белорусские, украинские и польские мастера. Большей частью это были резчики по дереву и «ценинных дел мастера» из Польши и Белоруссии. В основном, они появились на Руси благодаря патриарху Никону. Он пригласил в Россию мастеров, хорошо владеющих технологией приготовления цветных эмалей, еще неизвестных в России. В начале 1650-х годов патриарх создал специальную мастерскую в Иверском Валдайском монастыре, где работали иноки из Белоруссии, Польши, Украины и Литвы. В 1658-1666 годы началось строительство в Новом Иерусалиме. И часть иноков из валдайской мастерской были переведены туда. Работы по созданию десятков тысяч плиток проводили мастера с территории Великого княжества Литовского. До 1665 года ими руководил Петр Иванович Заборский из Вильнюса - золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей премудрый ремесленный изыскатель, после его смерти - инок Иверского Валдайского монастыря - Паисий.

Фигурка ангела в обрамлении плана «Кремленаград». 1598-1603 годы. Издание: И.Блау «Большой Атлас, или Космография Блавиана». Amsterdam, 1662 год

     Среди ремесленников выделялись талантливые белорусские мастера - Степан Иванов Полубес и Игнатий Максимов. Впоследствии они работали в ведении приказа Большого дворца Оружейной палате и Гончарной слободе. Степан Иванов выполнял изразцы для Покровского собора в Измайлове (1669–1683 годы), церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду (1687 год), церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668–1675 годы), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675 год).

Храм Воскресения Господня в Новом Иерусалиме (1660-е годы) и изразечный декор портала

     В 1660-е – 1670-е годы под влиянием западноевропейского стиля барокко в России распространилась «флемская» резьба по дереву достаточно высокого рельефа и замысловатого рисунка. Именно в этом стиле был украшен деревянный дворец царя Алексея Михаловича в Коломенском. В 1660-е годы в московском храме Косьмы и Дамиана в Садовника появился новый иконостас, поражающий богатством и разнообразием мотивов деревянной резьбы, а в конце XVII века в том же стиле резчики выполнили новый иконостас для Успенского собора московского Симонова монастыря. В эти годы резчики работали и в технике сквозной, и накладной резьбы, но мотивы ее были очень сходны между собой. Так, в 1677 годы поморские мастера выполнили уникальную восьмигранную сень, которая находилась над престолом алтаря Спаса Преображения собора Соловецкого монастыря. Важным элементом ее ажурной резьбы стали фигуры серафимов.

Надпрестольная сень из соборе Спаса Преображения Соловецкого монастрыря. 1677 год. Музей-заповедник «Коломенское»

     И в многоцветных изразцах, и в деревянной резьбе во множестве использовались мотивы, ранее не известные русским мастерам. Среди них были и ангелы, чей образ сильно усложнила фантазия мастеров. В литейном деле первым использовали этот мотив Федор Дмитриевич Моторин и Филипп Андреев. К сожалению, первые работы Федора Моторина не дошли до нашего времени, но весьма любопытен тот факт, что в 1656 году Федор Моторин вместе с Александром Григорьевым работал в Иверском монастыре на Валдае, они отлили 69-пудовый колокол. Затем, в 1668 мастер ездил в Смоленск. Можно предположить его знакомство с польскими и белорусскими мастерами.
 
на шестую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Фотогалерея:
    Изображения Сил Небесных на колоколах
    русских литейщиков XVII-XIX веков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru