вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображения сил небесных на колоколах русских... -> страница 6

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

     В 1683 году Федор Моторин отлил колокол, который сейчас находится на колокольне храма Покрова на Рву (сюда он передан в 1924 году из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Кузнецком мосту). В его декоре мы видим необычный элемент – причудливо изображенного ангела. В некоторой степени он напоминает фигуру, украшающую рамку карты «Кремленаград» (1598-1604 годы), изданную в 1662 году в Амстердаме (издание И.Блау «Большой Атлас, или Космография Блавиана...»). Более близкий аналог – ангелы на изразечных панно храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме (1660-е годы). Оба крыла ангела подняты вверх и изящно изогнуты (верхняя часть фигуры, благодаря этому, несколько напоминает херувимов на более ранних колоколах). Внизу фигура дополнена гроздью фруктов. При желании, на ней можно разглядеть виноград, грушу, инжир, совсем как в резьбе иконостаса храма Косьмы и Дамиана в Садовниках.

Колокол 1685 года. Мастер - Федор Моторин. Фрагмент декора
Музей-заповедник «Коломенское»

     Этот мотив впоследствии полюбился мастеру и его ученикам. Он украшает и колокол, отлитый мастером в 1685 году для храма Никольского монастыря в Москве (сейчас находится в собрании музея-заповедника «Коломенское») и колокол Новодевичьего монастыря (1684 год). Во втором случае Федор Моторин использовал два варианта этого мотива. Под картушем с именем мастера крылья ангела имеют другой, более жесткий рисунок и изогнуты наверх, а не в низ. Точно также выполнены крылья ангелов на колоколе «Красный» (1680-е годы) на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Имя мастера, отлившего его, до сих пор не установлено, но его близкое отношение к школе Федора Моторина очень вероятно.

Колокол 1684 года. Мастер - Федор Моторин. Фрагменты декора
Колокольня Новодевичьего монастыря

     Также можно предположить работу в кругу учеников мастера (возможно, на его частном заводе, открытом в 1687 году) и талантливого литейщика – Михаила Лодыгина. На его колоколах, находящихся на колокольнях храмов свт. Николая в Хамовниках (1689 год), Спаса Преображения на Песках (1689 год) и Новодевичьего монастыря (1688 год) мы тоже видим ангела с фруктовой гроздью под ликом. Однако мастер сделал гроздь менее живописной и более симметричной. Рельеф ее становится ниже, а из рисунка исчезает гроздь винограда. Завершает же эту фруктовую композицию не лист какого-то дерева, как это было на колоколах Федора Моторина, а вполне графический и симметричный элемент в виде бутона с двумя побегами.

Колокол 1688 года. Мастер - Михаил Лодыгин. Фрагмент декора
Колокольня Новодевичьего монастыря

     К этому же типу изображения Сил Небесных обращается сын Федора Моторина – Иван Федорович Моторин. На его поздних колоколах «Набатный» (1714 год) и «Новгородский» (1730 год, первый ярус колокольни Иван Великий) по сравнению с ангелами на колоколах Федора Моторина изменился только рисунок крыльев. Они утрачивают округлый изгиб и высокий, словно взмах, подъем и становятся более распластанными. Фруктовая гроздь под ликом по рисунку почти идентична декору на колоколах его отца.

Фигура ангела на колоколах Ивана Федоровича Моторина:
«Набатный» (1714 год, вверху) и «Семисотный» (1704 год, внизу); «Рог изобилия» на изразцах в Новом Иерусалиме

     Любопытную импровизацию этого мотива представляет собой декор колокола «Семисотный» Ивана Моторина (1704 год, Успенская звонница Московского Кремля). Крылья у них тоже высоко подняты вверх, но небольшой длины и без изгиба. Фруктовая гроздь в данном случае превращена в своеобразный двойной рог изобилия с плодами. Мотив этот не был неожиданным. Уже в 1660-е годы его использовали "ценинных дел мастера", украшавшие храм Новоиерусалимского монастыря. В данном случае рисунок усложнен. Уже два ствола рога изобилия симметрично изгибаются в стороны и заканчиваются знакомой нам фруктовой гроздью, правда, на этот раз дополненной цветами.

Колокола Филиппа Андреева: «Полиелейный» (1682 год, вверху) и «Лебедь» (1682 год, внизу). Фрагменты декора

     Второй вариант этого декоративного мотива в основном связан с колоколами работы Филиппа Андреева. На ранних его колоколах «Полиелейный» и «Лебедь» (1682 год, звонница Успенского собора в Ростове Великом) изображения ангельских существ по рисунку еще весьма близки четырехкрылым херувимам в православной иконографии. На «Лебеде» верхние крылья выглядят более округлыми и пышными и подняты вверх, а нижние, более вытянутые опущены вниз. На «Полиелейном» нижние крылья уже заменены условными завитками в виде латинской буквы «С». На обоих колоколах туловища херувимов выполнены весьма условно. На «Полиелейном» оно и вовсе заменено крестообразным стержнем. В нижней части фигур в обоих случаях изображена декоративная кисть-ламбрекен. Любопытно, что на «Полиелейном» она крепится к цветочному бутону.

Фрагменты декора колокола Филиппа Андреева на втором ярусе колокольни Ивана Великого (1687 год) и фрагмент интерьера ротонды храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме (сер. XVIII века)

     Точно такой же рисунок имеют фигуры ангелов на колоколе Филиппа Андреева, находящемся на втором ярусе Ивана Великого (1687 год), за тем исключением, что на нем фигурки еще увенчаны короной. Такое изобилие не совсем взаимосвязанных декоративных элементов в небольших фигурках наводит на мысль о некоем эксперименте мастера с известными ему мотивами декора. Впоследствии мотивы этого эксперимента будут не раз использованы в архитектуре и прикладном искусстве. Примером тому может служить интерьер ротонды храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме (ее убранство было несколько изменено в эпоху барокко - около середины XVIII века).
 
на седьмую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Фотогалерея:
    Изображения Сил Небесных на колоколах
    русских литейщиков XVII-XIX веков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru