вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображения сил небесных на колоколах русских... -> страница 7

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Колокол «Ростовский». 1687 год. Мастер - Филипп Андреев. Фрагмент декора
  К еще более странным результатам приводит подобная импровизация на колоколе Филиппа Андреева, отлитом в 1687 году («Ростовский»). Небольшая фигурка с птичьим туловом и небольшими крыльями и птичьими лапами (невольно напрашивается сравнение с фигурой двуглавого орла в государственном гербе) имеет неожиданно мощные верхние крылья, по рисунку напоминающие декор на колоколе Федора Моторина 1684 года в Новодевичьем монастыре (см. предыдущую страницу). Фигурка фантастического существа, как и на колоколе второго яруса, увенчана короной и заканчивается традиционным для Филиппа Андреева кистью-ламбрекеном. К православной иконографии подобное изображение уже не имеет никакого отношения.

Ангелы на колоколе колоколе «Переспор» - завод Асона Струговщикова. 1780 год. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

     Некоторым промежуточным звеном между этими двумя большими группами можно назвать небольшие фигурки, отлитые между арабесками орнаментального пояса под надписью на колоколе Семена Можжухина 1766 года (колокольня храма Покрова на Рву). Крылья этих существ подняты вверх и по рисунку напоминают декор моторинских колоколов, а завершаются они кистью-ламбрекеном, характерной для колоколов Филиппа Андреева. Любопытная деталь: вокруг ликов этих существ мы видим ореол, как у серафимов и херувимов, которого не было у ангелоподобных существ на всех перечисленных колоколах. Подобные фигуры составляют верхний фриз декора на колоколе «Переспор», отлитом в 1780 году на заводе Асона Струговщикова для колокольни Троице-Сергиевой Лавры. Они очень схожи с крылатыми существами на колоколе Семена Можжухина, с той разницей, что у них отсутствуют ламбрекены. Одним из близких аналогов для них можно назвать ангела на груди Архангела Михаила, скульптурная фигура которого находится у входа в Исаакиевский собор (1818-1858 годы) Санкт-Петербурга.

Скульптурная фигура Архангела Михаила у входа
в Исаакиевский собор (1818-1858 годы) Санкт-Петербурга
Архитектор - Огюст Монферран

     На колоколах Федора и Ивана Моториных есть еще один тип крылатых существ. Ангелами их назвать трудно, пожалуй, ближе они к западноевропейским путти и амурам. На колоколе, отлитом для колокольни Новодевичьего монастыря в 1684 году Федором Моториным, картуш с именем мастера окружает довольно сложная композиция из множества элементов и персонажей. Поддерживают картуш две крылатые обнаженные фигуры в рост, у ног которых изображены единороги. Одной рукой «амуры» поддерживают надпись, а другой – львиную маску над ней. Стоят обе фигуры на сказочных птицах, возможно, это орлы, хотя больше они напоминают экзотических птиц «папагаев». Этот элемент часто встречался в деревянной резьбе того времени. Как пример можно привести надпрестольную сень костромского Ипатьевского монастыря (1650-е годы). Под птицами и картушем помещено еще одно ангелоподобное существо, о котором речь уже шла выше. Вся композиция производит впечатление скорее геральдики, нежели колокольного декора. Пожалуй, в русском литейном деле это первый случай столь смелого использования светских изображений для украшения церковного колокола.

Крылатые фигуры в декоре колокола Новодевичьего монастыря
(Федор Моторин, 1684 год - вверху) и Царь-колокола (1735 год, Иван и Михаил Моторины - центр и внизу)

     Второй пример – сложная система орнамента, украшающего Царь-колокол, отлитый Иваном и Михаилом Моториными (1735 год). В декоративное решение медальонов с иконами входят головки херувимов, весьма напоминающие скульптурное убранство Никольского Морского собора (1762 год, архитектор - С.И. Чевакинский) и собора Смольного монастыря (1750-е годы, архитектор - Б.Ф. Растрелли). В декор колокола входят и крылатые существа, сходные с амурами на колоколе Новодевичьего монастыря (1684 год). Они поддерживают картуш с надписью об истории отливки колокола. Позы их достаточно живописны и разнообразны: они показаны сидящими и летящими. В целом, в системе декора отчетливо видно влияние итальянской живописи, что неудивительно, т.к. над декором колокола работали художники Федор Медведев и Андрей Селиванов, обучавшиеся в Венеции. Пожалуй, их роль в украшении колокола была определяющей.

Ангелы в декоре Никольского Морского собора (слева - 1762 год, архитектор - С.И. Чевакинский); Царь-колокола (1735 год, Иван и Михаил Моторины - в центре) и храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме (сер. XVIII века - справа)

     Единственный случай, когда в колокольный декор были включены фигуры ангелов – колокола, отлитые на заводе Семена Чарышникова - для Борисоглебского монастыря (1840-е – 1850-е годы) и колокол «Голодарь» 1856 года на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. В первом случае трубящими ангелы изображены летящими. Позы их несколько напоминают летящих ангелов в композиции «Распятие» на иконах и литых образах с XIV века. Однако примеры изображения ангелов с трубами достаточно редки и, в основном, связаны со сценами Апокалипсиса на фресках и миниатюрах (например, Библия Пискатора 1668 года). В данном случае, более вероятно на указание символики колокола, связанной и с ветхозаветными золотыми и серебряными трубами Моисея, и об олицетворении «гласа Божиего» и слова евангельской истины в колокольном звоне. На колоколе «Голодарь» ангелы показаны коленоприклоненными, что вполне согласуется с иконописной традицией XIX века.

Ангелы в декоре колоколов завода С.Д. Чарышникова: «Голодарь» (1856 год. Звонница Успенского собора в Ростове Великом, слева) и колокола Борисоглебского монастыря (1840-е - 1850-е годы, справа)

     В заключение следует отметить, что изображения серафимов и херувимов качестве элемента декора во всех вариантах до сих пор используются литейщиками колоколов, а вот период изображения ангелов в разных вариантах был относительно недолгим и, за редким исключением, занимал временной промежуток с 1680-х по 1730-е годы.

 
К библиографии >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Фотогалерея:
    Изображения Сил Небесных на колоколах
    русских литейщиков XVII-XIX веков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru