вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> исчезнувшие храмы старой москвы на акварелях ... -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Все акварели можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    Примечания

     Такая же участь постигла храм Спаса Преображения на Бору (разрушен в 1933 году); и церковь святых Константина и Елены (снесена летом 1928 года), которая находилась в нижнем саду Кремля, близ Константино-Еленинской башни [14]. Ее облик сохранила акварель Федора Алексеева «Церковь Константина и Елены под горою в Кремле, к Спасским воротам» (1800-е годы, ГНИМА). Первые упоминания об этой церкви относятся к концу XIV века, в то время она была еще деревянной. В 1651 году ее возвели в камне на средства боярина И.Д. Милославского, а в 1692 году перестроили по желанию царицы Натальи Кирилловны. Храм сильно пострадал во время пожара 1737 года. Его восстановлением руководил И.М. Мичурин. На акварели мы видим церковь Константина и Елены со стороны Тайницкой башни [11]. Здесь хорошо заметна та «геометричность», в которой часто упрекали художника. Однако основные особенности архитектуры (крыльцо с открытой аркадой; трапезная с двухъярусной колокольней у западной стены, скупой декор) запечатлены Федором Алексеевым довольно точно.

«Церковь Константина и Елены под горою в Кремле, к Спасским воротам» (фрагмент). Федор Алексеев, ученики. 1800-е годы, ГНИМА

     В 1812 году церковь была совершенно разорена, и ее собирались разобрать, но по воле императора Николая I, возобновили и вновь освятили в 1837 году [9,15]. При сравнении акварели и фотографии Н.А. Найденова 1882 года хорошо видно, что изменения в облике храма после ремонта были незначительными: другой стала архитектура крыльца, изменилась форма главки и барабана, некоторые детали оформления трапезной. Колокольня практически не изменилась. Она сохранила восьмигранную форму, вытянутые арки яруса звона, восьмискатное покрытие и небольшую главку (некоторые исследователи предполагали, что такое покрытие указывало на существовавший в древности небольшой шатер). На акварели передана такая важная деталь, как выделенный объем западного входа в трапезную с перекрытием на тромпах, служившиего основанием для колокольни. Следует также отметить ее явное сходство с колокольней трапезного храма святого Михаила Малеина в Вознесенском монастыре (1694 год).

Храм святых Константина и Елены. Фото Н.А. Найденова. 1882 год
  Общее количество колоколов в подборе храма на данный момент неизвестно, т.к. сведения имеются о только двух из них: Кирилла Самойлова 1634 года (благовестник) и Ивана Маторина 1727 года (полиелейный). Из надписи на втором колоколе следует, что Константино-Еленинский храм считался приписанным к Чудову монастырю, т.е. находился под особым покровительством царской семьи: «Лета от Рождества Господня 1727 года месяца Сентября в 6 день вылит сей колокол в обитель Чуда святаго архистратига Божия Михаила и святаго чудотворца Алексея митрополита, в Чудов его монастырь, в бытность архимандрита Геннадия Беляева, наместника Лазаря Кобякова, казначея иеромонаха Евсевия Леонова. Сей колокол лил мастер Иван Моторин». Колокола эти не сохранились [11,12,13].

     Одним из редчайших видов старой Москвы можно назвать акварель «Вид на Воскресенские ворота, здание Главной аптеки и Монетный двор со стороны Красной площади» (1800-1802 годы, ГИМ). Практически ни одно здание, из изображенных на нем, не сохранилось в своем первоначальном облике (а большей частью они и совсем не сохранились). Для нас наибольший интерес представляет Казанский собор на Красной площади в правой части акварели. Собор, возведенный на пожертвования князя Дмитрия Пожарского в 1626-1630 годы подмастерьем Амбросимом Максимовым, показан двухъярусным, с четырехскатным перекрытием ярусов. Согласно данным исследователей, первоначально он имел перекрытие в виде сомкнутого свода, украшенное «горкой» кокошников. Оно было перестроено в конце XVIII века.

«Вид на Воскресенские ворота, здание Главной аптеки и Монетный двор со стороны Красной площади». Федор Алексеев. 1800-е годы, ГИМ

    В 1650 году к западной стене храма пристроили новую паперть, а к северо-западному углу - шатровую колокольню. В конце столетия перед папертью появилось парадное крыльцо, а саму церковь стала окружать каменная ограда [9,3(каталог)]. К сожалению, на акварели виден только шатровый верх колокольни с ярусом звона, но и такое свидетельство имеет большую ценность, т.к. более полных ее изображений пока не обнаружено. В 1801 году (т.е. практически сразу после создания акварели) старую колокольню решено было разобрать, а спустя четыре года на ее месте возвели новую – трехъярусную, которая нам хорошо знакома по фотографии из альбома Н.А. Найденова 1882 года. Вместе с колокольней перестали существовать и крыльцо с папертью XVII века.

«Вид на Воскресенские ворота, здание Главной аптеки и Монетный двор со стороны Красной площади» (фрагмент). Федор Алексеев. 1800-е годы, ГИМ.
Казанский собор на Красной площади в Москве. Фото Н.А. Найденова. 1882

     Вновь выстроенная колокольня тоже не сохранилась до нашего времени. В ходе реставрационных работ 1925-1930 года ее разобрали по решению Петра Дмитриевича Барановского, из-за несоответствия древней архитектуре храма. Реставрацию не удалось довести до конца, т.к. в 1936 году храм был уничтожен. Заново его возвели только в 1990-1993 годы под руководством ученика Петра Дмитриевича – архитектора Олега Журина. Колокольня, вновь воссозданная возле северо-западного угла церкви, повторяет облик древнего шатрового сооружения, которое мы видели на акварели Федора Алексеева. В ее восстановлении активное участие принимал Игорь Васильевич Коновалов. По его настоянию проект изменили с учетом акустических требований, а в 1993 году для подбора колокольни передали колокола из Дворца Съездов.

Казанский собор на Красной площади в Москве
Восстановлен в 1990-1993 годы

     Из всех старинных колоколов собора, сведения сохранились лишь о самом древнем, благодаря опубликованному в XIX веке тексту надписи на нем: «Божиею милостию великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович, всея России самодержец, и его боголюбивая царица и великая княгиня Евдокия Лукьяновна и благородныя чада, царевич князь Иван Михайлович и царевна великая княжна Ирина Михайловна и царевна и великая княжна Анна Михайловна, царевна и великая княжна Татиана Михайловна сей колокол велели слить к церкви новоявленнаго Образа Пречистыя Богородицы Казанския, лета 7145 (1637)» [11].

Далее >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    Примечания

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru