вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> исчезнувшие храмы старой москвы на акварелях ... -> страница 3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    Примечания

     Настоящая «археологическая древность» - колокольня 1651 года возле храма святителя Николая Москворецкого (1730 год) на акварели «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» (1880-е годы, ГЭ). Москворецкая улица некогда проходила слева от храма Василия Блаженного и спускалась по Васильевскому спуску к Москве-реке. О церкви святителя Николая XVII века сохранилось очень мало сведений, и почти осталось изображиний. Мы его знаем по фотографиям XIX века, сделанным уже после того, как храм полностью перестроили в 1829-1832 годы. Старинную трехъярусную колокольню впоследствии тоже разобрали и возвели на ее месте новую (1857 год, архитектор – Д.Н. Коринский) [9,15]. Это довольно странное сооружение в «готическом вкусе» предстает перед нами на фотографии из альбома Н.А. Найденова 1880-х годов.

«Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы»
Федор Алексеев, ученики. 1800-е годы, ГЭ.
Храм свт. Николая Москворецкого. Фото Н.А Найденова. 1880-е годы

     Храм и колокольня, как и вся четная сторона улицы, были разобраны в 1936-1937 годы «как не представляющие художественной и исторической ценности». На самом деле, понадобилось место для несостоявшегося строительства Дома Советов. В 1967 году на незанятой территории началось возведение ныне уже снесенной гостиницы «Россия», и Москворецкая улица окончательно прекратила свое существование. Невольно напрашивается вопрос: если бы в XIX веке была сохранена колокольня прекрасной архитектуры XVII века, которая хорошо видна на акварели Федора Алексеева, постигла бы ее та же участь, что и ансамбль XIX века?

     Еще один храм, который современники считали подлинным украшением Москвы – церковь святителя Николая Большой Крест, что на Ильинке, изображен на одной из лучших акварелей школы Федора Яковлевича Алексеева «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке» (1800-е годы, ГЭ). Храм этот упоминался в Степенной книге XVI века, как стоящий «вне града», т.е. до 1538 года, когда была возведена стена Китай-города [9]. Прозвание «Большой Крест» появилось вскоре после 1689 года, когда купцы из Архангельска – Филатьевы построили на месте старого храма новую церковь и воздвигли в ней крест высотой в сажень, со 156 частицами мощей [16]. Вновь возведенная церковь на всю Москву славилась красивейшей белокаменной резьбой и пышным убранством иконостаса [14].

«Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке» (фрагмент)
Федор Алексеев, ученики. 1800-е годы, ГЭ.
Гравюра из книги «Виды Москвы». 1860-е годы

     В 1697 году к храму с западной стороны пристроили колокольню. Это была первая из московских колоколен, стоящая отдельно от храма. Благодаря такому выгодному расположению, она доминировала в той части Китай-города, что примыкала к Ильинке и Ипатьевскому переулку, несмотря даже на не очень большую высоту (ниже самого храма) [17]. На акварели колокольня показана такой, какой она была до 1812 года. Два нижних яруса в форме четвериков составляли примерно половину ее высоты, далее шли два яруса звона в виде уменьшающихся восьмериков, а венчала ее небольшая главка на вытянутом барабане. В 1819 году, вскоре после московских пожаров, она получила иное завершение в виде шпиля и «готические» украшения верхних ярусов: ажурные раковины и остроугольные кокошники украсили нижний восьмерик, а верхний завершали небольшие пирамидки. Все эти новшества хорошо видны на рисунке 1860-х годов и гравюре конца XIX века.

«Никола Большой Крест». Гравюра конца XIX века

     В ее подборе наиболее интересным был колокол XVII века с любопытной надписью: «Vigilate et orate Deo confidentes. Pieter vermatten tot Amsterdam. 1694». Под надписью герб, изображающий одноглавого орла, с двумя птицами по бокам. По верху: «Benedicat terra Dominum, laudet et super exaltet Eum in saecula. Claudi Fremeus me fec. Amstelodomensis, anno 1670». В клейме: «Тридцать пуд счетных. Делал мастер Клаудий Фремеус. Да будет Богу во святых Его слава, храмотворцев же спасет Его держава» [11]. Заметное положение колокольни сыграло роковую роль в ее судьбе: она выступала за красную черту улицы и в 1933 году была снесена вместе с храмом.

«Местность у Троицких ворот Кремля с церковью Николы в Сапожках». Ф. Алексев, ученики
1800-е годы, ГИМ
     В другой части Китай-города, неподалеку от Кутафьи-башни и Троицких ворот, служивших для проезда в Кремль патриарха, цариц и царевен, некогда находился редкий по своей архитектуре двухшатровый храм святителя Николая в Сапожке (или в Сапожках), возведенный 1648 году на месте деревянной церкви 1470 года. Свое название он получил благодаря почитаемой храмовой иконе, на которой святитель Николай был изображен в позолоченных сапожках. Со временем вся местность вокруг храма стала называться также Сапожковской площадью [3(каталог)]. Какой облик имела древняя колокольня, сейчас уже трудно сказать. По всей вероятности, она органично дополняла композицию церкви и тоже была шатровой.

     На акварели Федора Алексеева и его учеников «Местность у Троицких ворот Кремля с церковью Николы в Сапожках» (1800-е годы, ГИМ) нарисована уже другая колокольня, построенная в 1788 году и выглядящая довольно нелепо возле храма середины XVII века. Акварели Ф.Я. Алексеева и М.Н. Воробьёва «Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках» (1817 год) – единственные сохранившиеся свидетельства о нем, т.к. в 1838 году его разобрали по указу императора Николая I. Полученный материал использовали для строительства новой домовой Никольской церкви в полукруглой пристройке к Манежу, что со стороны Александровского сада [9]. Манежная Никольская церковь, освященная в 1843 году, была рассчитана на 500 человек. Новый храм в 1920 году закрыли, а десять лет спустя уничтожили, чтобы освободить место для строительства гаража ВЦИК.

     К северо-западу от Сапожковской (позже Манежной) площади, у границы Белого города, с середины XVII века находился храм святого Димитрия Солунского. Его звонница, которая изображена на акварели «Вид Страстной площади с Триумфальными воротами, церковью Дмитрия Солунского и домом Козицкой» (1800-е годы, ГЭ), уже в XIX столетии считалась единственной в своем роде - она представляла собой своеобразный переходный тип между колокольней и звонницей: «Из смешанного типа колокольни-звонницы, в виде звонницы, увенчанной шатром, как в колокольнях, в Москве уцелела единственная колокольня при церкви Дмитрия Солунского на Тверской, бывшей некогда трехшатровой. Время сооружения неизвестно. Принимая во внимание трехшатровый храм, она могла быть выстроена в конце первой половины XVI века, т.е. еще до периода запрещения шатров» [18].

«Вид Страстной площади с Триумфальными воротами, церковью Дмитрия Солунского и домом Козицкой». Федор Алексев, ученики. 1800-е годы, ГЭ.
Храм св. Дмитрия Солунского. Фото 1911 года из книги М.В. Красовского

    Исследователь не ошибся в определении датировки церкви – каменный храм на этом месте был возведен в 1644 году, а в 1653 году над воротами церковного двора появилась звонница, запечатленная Федором Алексеевым. Надвратных шатровых колоколен, кроме нее, в Москве было всего три, и ни одна из них не сохранилась. Храм святого Дмитрия Солунского середины XVII века, к большому сожалению, перестроили в 1791 году [14] на месте трехшатровой церкви – еще одна обидная потеря для московского зодчества. При всех переделках колокольня довольно долго сохраняла свой изначальный облик. О ее колокольном подборе сведений почти не сохранилось. Нам известно лишь об одном старинном колоколе 1748 года [11]. В 1920 году храм закрыли, а в 1933 - и вовсе разобрали. На этом месте находится магазин «Армения».

Далее >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    Примечания

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru