вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> русская «колокольная» история xiv-xvi веков н... -> страница 4

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    5 стр.

Миниатюра «Возведение церкви св. Афанасия в Новгороде»
Лицевой летописный свод
1570-е годы
  Очень интересна в этом плане миниатюра «Возведение церкви святого Афанасия Великого в Новгороде» (2-й Ост. том, лист 356 об). «Лета 6899 (1391 год) новгородцы со владыкою своим поставиша церковь святого Афанасия во един день. И свештя ю Иван епископ и службу соверши. И Божиею милостью преста мор месяца ноября». Речь идет о строительстве в 1391 году деревянного «обыденного» храма. Такие храмы строились «всем миром» в один день «по обету», как правило, дававшемуся для прекращения какого-либо бедствия. В данном случае храм был «моленным» о прекращении эпидемии чумы. На миниатюре скромная деревянная церковь имеет вид каменного собора. Примечательно изображение звонаря, который, впервые в Лицевом своде, показан звонящим в два колокола, хотя звон, производящийся при помощи связки «в двои», появится в практике русских звонарей гораздо позже.

     Особого внимания заслуживают миниатюры, на которых можно увидеть оба способа звона. Одной из самых наглядных можно назвать миниатюру «Молебен на взятие города Сыренска на реке Нарве» («Синодальный» том, лист 356). Здесь повествуется об одной из побед русского войска в начале Ливонской войны (1558-1583 годы). В левой части миниатюры у двух колоколов небольшой звонницы веревки привязаны к языкам. В правой части звонарь раскачивает колокол при помощи веревки и очепа.

Миниатюра «Молебен на взятие города Сыренска на реке Нарве»
Лицевой летописный свод. 1570-е годы

     В данном случае вполне достоверно передан тот период (с конца XV до конца XVII века), когда в одном городе (иногда даже на одной колокольне) мирно уживались очепной звон и звон «в языки». Интересно, что первый из них чаще всего использовался для звона в большие колокола на нижнем ярусе колокольни или звонницы. Примером этому может служить уже упоминавшаяся миниатюра «Плачевный звон» («Царственная» книга, лист 71). Большой колокол на нижнем ярусе Ивана Великого звонари раскачивают с земли, а у маленьких колоколов верхнего яруса веревки привязаны к языкам.

Строительство колоколен и звонниц
на миниатюрах Лицевого летописного свода

Миниатюра «Возведение колокольни Спасо-Преображенского собора в Твери в 1407 году»
Лицевой летописный свод. 1570-е годы

     Упоминания о сооружении колоколен и звонниц в летописи достаточно редки. В качестве примера следует упомянуть возведение колокольни Спасо-Преображенского собора в Твери в 1407 году: «Того же лета во Твери заложена бысть колоколня около старые великим князем Иваном Михайловичем Тверским в Петрово говение» (2-й Ост. том, лист 1400). Согласно данным Тверской летописи, в этом году была «срублена» деревянная колокольня рядом с собором. Она не раз обновлялась и считалась самым высоким строением тверского Кремля. Однако на миниатюре, сопровождающей текст, ясно видно строительство каменной звонницы. Прорисованы даже мастера, складывающие стену из кирпича. Очевидно, летописец изобразил более позднюю каменную соборную звонницу, возведенную в 1420-е годы, когда преемник князя Ивана Михайловича - Борис Александрович Тверской (1425-1461 годы) - предпринял крупные строительные работы в тверском Кремле.

Миниатюра «Возведение церкви святого Иоанна Лествичника»
Лицевой летописный свод
1570-е годы
  Такие «неточности» довольно часто встречаются на миниатюрах летописного свода. Еще один подобный случай – возведение церкви святого Иоанна Лествичника на Соборной площади Московского Кремля. Летопись называет точную дату закладки: «В лето 6837 (1329 год) маия ка (21) заложена бысть на Москве церковь Иоан Лествечник. Того же лета и совершена и свещена месяца сентября а (1). А другая во имя святого Петра поклонения честных его вериг заложена августа гi (13), а совершена октября дi (14)». Летописец рассказывает о храме Иоанна Лествичника «иже под колоколы» и Петроверигском приделе, устроенном с северо-восточной стороны Успенского собора. Храм святого Иоанна Лествичника был освящен в честь святого покровителя великого князя московского Ивана I Калиты. Как многие поминальные и крещальные сооружения, храм имел форму восьмигранного столпа, с ярусом звона в верхней части. Находился он неподалеку от Успенского собора, на том месте, где с 1533 по 1621 год ставился «большой благовестник» [4] (см. миниатюры «Царственной» книги, листы: 296, 296 об., 347). На миниатюре летописного свода (2-й Ост. том, лист 663) мы видим не восьмигранный храм «иже под колоколы», а трехъярусную колокольню, гораздо больше похожую на колокольню Ивана Великого (1505-1508 годы), облик которой был уже знаком миниатюристу. Тоже можно сказать и о миниатюре, иллюстрирующей сцену убийства московского тысяцкого Алексей Петровича в 1356 году (1-й Ост. том, лист 969).

Миниатюра «Постройка церкви Воскресения Христова близ Ивана Святого под колоколы в 1543 году»
Лицевой летописный свод. 1570-е годы

     Еще раз колокольня Ивана Великого изображена на миниатюре «Постройка церкви Воскресения Христова близ Ивана Святого под колоколы» в 1543 году («Царственная» книга, лист 250 об.). Летопись основное внимание уделяет строительству самого храма: «того же месяца доделаша церковь Воскресение Христово на площади возле Иван Святый еже есть под колоколы. А заложена была повелением великого князя Василиа Ивановича всеа Русии в лето зм (7040, т.е. 1532 год), а церковной мастер почал делати и совершив без лествицы Петрок Малой Фрязин». Пожалуй, на этой миниатюре колокольня прорисована наиболее тщательно и подробно. Все три яруса имеют колокола, переданы высокое основание и массивная лестница столпа. В данном случае художник рисовал то, что он сам видел, и поэтому мог опираться на собственные впечатления. Тоже можно сказать и о звоннице храма Покрова на Рву на миниатюре «Освящение церквей новых» («Синодальный» том, лист 448). В летописном тексте говорится об освящении приделов храма «в Новом городе у Фроловского моста». За храмом возвышается массивная звонница-стена с очепными колоколами, наподобие звонницы Псково-Печерского монастыря. Именно такое сооружение предшествовало нынешней шатровой колокольне Покровского храма.

Далее >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    5 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru