вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> русская «колокольная» история xiv-xvi веков н... -> страница 5

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    5 стр.

Часы Лазаря Сербина и первая Царь-пушка
на миниатюрах Лицевого летописного свода

Миниатюра «Часы Лазаря Сербина в Московском Кремле. 1405 год»
Лицевой летописный свод
1570-е годы
     В 1405 году в московском Кремле был изготовлен первый в России часовой механизм. На миниатюре (2-й Ост. том, лист 1324) изображена башня-часозвоня возле Благовещенского собора с вращающимся циферблатом, т.е. «указным кругом» с двенадцатью буквами, обозначающими время. По рисунку можно предположить, что часовой механизм был гиревым, а соединенный с ним молоточек отбивал каждый час. Новшество это было столь удивительно, что внимание ему уделили несколько летописных сводов. Так, в Троицкой летописи упоминалась некая механическая фигура, ударяющая в колокол каждый час: «на всякий же час ударяют молотом в колокол, размеряя и считая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено». Воскресенская летопись прибавляла к этому, что часы были «чюдно велики и с луной», то есть показывали фазы луны. Таким образом, очень сложный механизм, созданный сербским монахом Лазарем Сербиным, на миниатюре показан несколько упрощенно. Скорее всего, рисовальщик уже не мог видеть древние часы и изобразил что-то более ему привычное. Как это часто бывало на миниатюрах, сам мастер – Лазарь Сербин показан рядом со своим творением, показывающим часы великому князю московскому Василию I Дмитровичу.

Миниатюра «Отливка пушки Павлом Дебоссисом в 1488 году»
Лицевой летописный свод. 1570-е годы

     Еще одна диковинка – первая Царь-пушка – изображена на миниатюре «Отливка пушки Павлом Дебоссисом» («Шумиловский» том, лист 410). Пищаль огромных по тому времени размеров в 1488 году изготовил на московском Пушечном дворе итальянский мастер из Венеции Павел (Павлин) Деббосис (или Дебоше). Возможно, речь идет о пищали «Павлик», которую в 1563 году царь Иоанн IV Грозный в числе других велел поставить у городских ворот при осаде Полоцка. После окончания боевых действий она была возвращена в Москву и вплоть до 1584 года стояла в Московском Кремле» [6,7]. В 1586 году знаменитый литейщик Андрей Чохов отлил вторую Царь-пушку (весом 2400 пудов или около 40 тонн), которую мы привыкли видеть рядом с Успенской звонницей. На рисунке показан массивный ствол с раструбом (наподобие европейских орудий) только что отлитой пищали возле плавильной печи с тоненьким желобом [1].

Трофейные колокола и пушки
на миниатюрах Лицевого летописного свода

Миниатюра «...вышли воеводы подле Литовской рубеж к Опочке...»
Лицевой летописный свод
1570-е годы
  Изображения трофейных артиллерийских орудий и колоколов мы во множестве находим на страницах летописи, где повествуется о годах Ливонской войны (1558-1583 годы): «…вышли воеводы подле Литовской рубеж к Опочке, а война их была вдоль к Риге и от Риги к рубежу на шти сот верстах…». На миниатюре («Синодальный» том, лист 433) показаны события января 1558 года – взятие русскими войсками города Опочка близ Пскова. Возле городской стены в качестве главных трофеев представлены польские пушки и колокола. Та же картина предстает перед нами на миниатюре, запечатлевшей взятие города Лаюса (Лаиса) в декабре 1557 года («Синодальный» том, лист 403).

  В 1478 в состав Московского государства вошло Новгородское княжество. Вскоре после этого в Москву привезли вечевой колокол, бывший символом независимости Новгорода Великого. Это событие показано на миниатюре «Привоз вечевого колокола в Москву» («Шумиловский» том, лист 275 об). Колокол был своеобразным «трофеем», неким символом объединения русских земель вокруг Москвы.

Миниатюра «Привоз вечевого колокола в Москву в 1478 году»
Лицевой летописный свод
1570-е годы
     На небольшой миниатюре можно проследить путешествие колокола со звонницы Новгорода Великого (в правой части), который отделен от основного пространства неким подобием горного массива, до ворот Московского Кремля. Сам колокол на миниатюре занимает не слишком важное положение. Главенствует на ней Успенский собор на Соборной площади в Москве и храм Иоанна Лествичника «иже под колоколы» (он «срисован», как мы это уже не раз видели, с колокольни Ивана Великого). На него направлены взгляды и жесты действующих лиц, т.к. по тексту летописи именно там должен был быть размещен привезенный вечевик: «А после себя велел князь великий из Новагорода колокол их вечной привести на Москву. И привезен бысть. И възнесли его на колоколницу на площади и с прочими колоколы звонили…»

     Таким образом, большее число миниатюр «колокольной» тематики связаны с событиями в Москве, Новгороде Великом и Твери, бывшими уже в ранний период развития русского литейного дела основными его центрами. Несколько особняком стоят миниатюры, изображающие события в Нижнем Новгороде и военные действия московского княжества.

Примечания:

[1] Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. М., 1944. С.: 42, 54, 78-80; 84-85, 105
[2] Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания, М., 1965. С.: 296, 297, 300, 301
[3] Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. М., 1998
[4] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола: История и современность. М., 1993. С.: 75-118
[5] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.: 20, 27
[6] Бранденбург Н.Е. Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея. Спб., 1877. Часть I. С.: 56
[7] Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI-XVII веков // К вопросу о генезисе капитализма в России. М., 1970. С.: 240

<<К началу материала


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    5 стр.


автор материала - Ольга Азарова
08.05.2011 года


 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru