вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> колокольни и звонницы городов россии на литог... -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Все изображения можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом

«Церковь Вознесения» (Храм свт. Николая в Хамовниках). Литография Андре Дюрана. 1839 год

     Следующее изображение одного из московских храмов имеет название glise Assomption», то есть «Церковь Вознесения», хотя каждый, кто немного знаком с московскими храмами, сразу же узнает на литографии церковь святителя Николая в Хамовниках (1682 год, колокольня 1694 год). На рисунке представлена распространенная в то время композиция расположения храма и колокольни: по оси восток-запад. В проработке деталей можно найти лишь незначительные неточности, например, в оформлении постаментов под барабанами и упрощении рисунка арок звона, но они ничуть не портят общего впечатления сдержанного благородства. Стоит отметить, что в немалой степени этому ощущению способствует отсутствие нынешней аляповатой раскраски, совершенно исказившей внешний вид церкви.

«Монастырь на Девичьем поле». Литография Андре Дюрана. 1839 год

     На литографии «Monastre de Devitchi pol» («Монастырь на Девичьем поле», то есть Новодевичий) Андре Дюран показал основные монастырские строения: Смоленский собор, надвратный храм Спаса Преображения, трапезную Успенскую церковь и высокую колокольню за массивными стенами. Все постройки изображены несколько обобщенно, но с соблюдением (насколько это было возможно) архитектурной достоверности. Первый из пяти восьмериков колокольни (1690-е годы), который служил и храмовым помещением, так как в нем существовал престол святых Варлаама и Иоасафа, царевича индийского, почти не виден за стеной, зато каждый из остальных четырех имеет какую-либо свою особенность.

«Монастырь на Девичьем поле». Фрагмент
  Второй ярус, где до 1812 года располагался престол святого Иоанна Богослова, освещен двумя рядами окон. В верхней части он украшен белокаменной балюстрадой, служащей ограждением для обходной площадки третьего яруса. Такая же балюстрада украшает третий и четвертый ярусы, но виден только ее общий рисунок. Довольно условно прорисованы арки-проемы для развески колоколов. На рисунке они имеют вид прямоугольников (тоже можно сказать об арках пятого яруса). Белокаменный декор колокольни почти не различим, зато можно разглядеть круглые окошки четвертого яруса. В целом, художник достоверно запечатлел общий вид этой уникальной колокольни (она не только являлась храмом «иже под колоколы», но и единственная имела два престола в нижних ярусах). Единственная неточность (помимо формы проемов для колоколов) – грани восьмериков столь сильно сглажены, что создается впечатление не восьмериков, а цилиндров, и вся колокольня напоминает круглую ярусную башню.

     Литография под названием «Monastre de Simonoff (saint Simon) ct de la Moscova» («Симонов монастырь возле Москвы») представляет собой не только историческую, но и «археологическую» ценность. Общий вид монастыря помимо главного храма Успения Божией Матери и трапезной палаты с церковью Святого Духа, включает западную надвратную церковь во имя Всемилостивого Спаса, монастырские стены с башнями XVI и XVII веков, и обе монастырские колокольни: более известную по фотографиям и рисункам пятиярусную колокольню, возведенную в 1835-1839 годы архитектором Константином Тоном, и, ныне совсем забытую, древнюю звонницу.

«Симонов монастырь возле Москвы». Литография Андре Дюрана. 1839 год

     Первая монастырская звонница датируется 1543-1545 годами, но судить о ее облике в этот период не представляется возможным, так как никаких описаний не сохранилось. На литографии изображена звонница палатного типа: три пролета для развески колоколов на высоком четырехугольном основании. Ярус звона перекрыт двускатной кровлей и увенчан небольшой главкой. Насколько можно судить по рисунку, она своим обликом близка звоннице Борисоглебского монастыря того же времени. Это подтверждает мнение исследователей, полагающих, что звонницу почти целиком перестроили в XVII веке. Вероятно, это было сделано для того, чтобы разместить тяжелые колокола: 300-пудовый мастера Александра Григорьева (1665 год) и 1000-пудовый мастеров Харитона Иванова и Петра Харитонова (1677 год). К 1835 году старинная звонница обветшала и вскоре ее разобрали. Литография Андре Дюрана представляет собой особенную ценность – она сохранила нам облик этой звонницы незадолго до ее разбора и является одним из немногих источников сведений о ее архитектуре.

«Симонов монастырь возле Москвы». Фрагмент
  За образец при возведении колокольни 1835-1839 годов Константин Андреевич Тон взял колокольню Новодевичьего монастыря. Колокольни Симонова монастыря отнесится к типу надвратных храмов «иже под колоколы», особенно распространенных в русском зодчестве второй половины XVIII – середины XIX веков). В отличии от колокольни Новодевичьего монастыря, два нижних яруса симоновской колокольни были четвериками. Нижний ярус представлял собой западный вход в обитель, во втором располагался храм во имя Иоанна Патриарха Цареградского и благоверного князя Александра Невского. Из трех верхних ярусов для звона предназначался только нижний, во втором находился часовой механизм, а третий имел чисто декоративное значение. На рисунке он показан почти одинаково со вторым восьмериком, хотя в действительности был совсем небольшим. Колокольня Симонова монастыря считалась одной из основных вертикалей московской архитектуры и «зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москвы-реки вниз по течению от города». В январе 1929 года ее взорвали и разобрали на кирпич.
 
на третью страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.   

    Библиография    Фотоальбом

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru