вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> колокольни и звонницы городов россии на литог... -> страница 3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Все изображения можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом


«Северная сторона». Фрагмент
  Еще одна из самых высоких и красивых колоколен в России (высота ее более 88 метров) изображена на литографии «Partie septentrionale» («Северная сторона»). Она представляет собой вид Троице-Сергиевой Лавры с севера. Особенно тщательно прорисована «Утичья» башня с многогранным основанием начала XVII века, причудливой балюстрадой и завершением конца столетия. Из других строений обители видны Успенский собор (вернее, его главы) и четыре яруса большой колокольни (1740-1770 годы), возведенной И.Ф. Мичуриным и Д.В. Ухтомским. Легкие, открытые ярусы звона, плавно убывающие снизу вверх, покоятся на мощном рустованном четверике основания. По проекту Д.В. Ухтомского колокольню должны были украсить тридцать две золоченые статуи, аллегорический смысл которых «Разум», «Любовь к Отечеству», «Мужество», «Верность» и так далее, однако статуи светского облика не получили одобрения церковных властей. Вместо этого декор составили изящные резные колонны с резными капителями и золоченые вазы.

     На литографии декоративные украшения почти не прорисованы, виден только золоченый купол в виде чаши с коронами по четырем сторонам. Также не видна и развеска колоколов. В основном, они размещалось на двух (втором и третьем) ярусах. Четвертый ярус занимали часовые колокола (циферблат только обозначен на рисунке), а в пятом ярусе находились «запасные» колокола небольшого веса.

«Северная сторона» (Вид Троице-Сергиевой Лавры)
Литография Андре Дюрана. 1839 год

     Литографией с видом Троице-Сергиевой Лавры заканчивается «московский» раздел альбома Андре Дюрана. Северная столица России привлекла особое внимание художника. Значительная часть графических листов альбома посвящена различным строениям Санкт-Петербурга. На большинстве из них изображены гражданские постройки. Всего на двух листах мы видим петербуржские храмы с их колокольнями. Одна из этих литографий под названием «glise de la forteresse» («Храм в крепости») представляет собой вид Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Возводил его в 1712-1733 годы итальянский архитектор Доменико Трезини.

«Храм в крепости»
Вид Петропавловского собора
Литография Андре Дюрана. 1839 год

     Трехъярусная колокольня, соединенная притвором с западной стеной собора, является самой высокой в России (более 122 метров). По указу Петра I Петропавловский собор начали строить именно с колокольни, но Андре Дюран явно стремился выбрать наиболее выигрышный ракурс для показа самого собора – с юго-восточной стороны. Благодаря этому, мы действительно видим декоративное убранство собора во всех деталях, вплоть до белокаменных фигур херувимов над окнами. Что же касается колокольни, то зрителю она видна с востока и с юга. Хорошо читается ее трехъярусная конструкция, тщательно прорисованы все видимые элементы архитектуры (даже фигурка ангела, венчающая высокий шпиль работы голландского архитектора Хармана ван Болеса. Шпиль представлял собой деревянный каркас, обшитый позолоченными медными листами). Западная же сторона, украшенная изящными завитками-волютами, скрыта от нас, и из-за этого теряется впечатление стройности и пирамидальности силуэта.

«Церковь святого Николая Морского и канал Фонтанки»
Литография Андре Дюрана. 1839 год

     На литографии «glise saint Nicolae de la mer et kanal de la Fontanka» («Церковь святого Николая Морского и канал Фонтанки») внимание Андре Дюрана в равной степени привлекли Николо-Морской собор (1752-1762 годы) и стоящая отдельно колокольня (1753-1758 годы). Очень удачно передана необычная композиция, в которую входит также мост через Крюков канал Фонтанки. Такое расположение было изначально предусмотрено архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским, предполагавшим продление канала. Действительно, в 1780-е годы колокольня оказалась стоящей на берегу. С.И. Чевакинский был учеником Бартоломео Растрелли, и комплекс Николо-Морского собора можно по справедливости назвать одним из самых ярких примеров стиля петербургского барокко.

«Церковь Николы Морского и канал Фонтанки». Фрагмент
  Он сказывается в изогнутых линиях каждого из ярусов колокольни, сложном рисунке белокаменных карнизов, обилии колонн. Адре Дюран точно показал сложное завершение колокольни: на верхней части свода устроен как бы еще один небольшой ярус для часовых колоколов. Круг небольшого циферблата едва намечен художником. Этот ярус тоже перекрыт сводом, который венчает маленькая главка, переходящая в некое подобие шпиля с крестом. Единственная неточность – на литографии третий ярус завершается балюстрадой. На самом деле ее там нет, ярус украшен только стилизованными вазонами. Еще одна важная подробность – развеска колоколов, при которой большой колокол расположен в нижнем ярусе звона, а колокола поменьше - в верхнем ярусе, хорошо видна на гравюре. Такая развеска сохраняется и в наши дни. Замечательный подбор собора состоял из тринадцати колоколов. Двенадцать из них отлили в 1758 году на заводе московского купца Семена Можжухина. В надписях на двух из них (третьем - весом в 174 пуда и пятом - весом более 64 пудов) было имя мастера Константина Михайловича Слизова. Большой благовестник (его вес составлял более 541 пуда) перелили 1835 году из разбитого колокола 1835 года. Часы некокогда отбивали девять колоколов, отлитых в 1756 году по распоряжению Адмиралтейской Коллегии тоже на заводе Можжухина и возвращенные в собор из Царского Села в 1858 году. К сожалению, эти колокола не сохранились до нашего времени.

     В Новгороде Великом Андре Дюран ограничился небольшим числом зарисовок. Для нас наибольший интерес представляют две из них. Первая это - «Monastre des dames de Annonciation», то есть «Женский Благовещенский монастырь». Здесь возникает некоторое затруднение. Единственный Благовещенский женский монастырь в Новгороде Великом – Евфимиев (Ефимиин) Благовещенский Плотницкий (Плотинский), что на торговой стороне. Однако, он был упразднен в 1787 году, а к 1808 году все монастырские строения уже разобрали, поэтому Дюран не мог их видеть тридцать лет спустя. Вероятно, с названием произошла ошибка (как и с литографией, посвященной храму в Хамовниках).
 
на четвертую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru