вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> колокольни и звонницы городов россии на литог... -> страница 4

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Все изображения можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.     5 стр.    6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом


«Женский Благовещенский монастырь». Фрагмент
  По облику и композиции расположения храма и колокольни можно предположить, что на рисунке изображен пятикупольный собор во имя Воскресения Христова Деревяницкого Воскресенского монастыря в Великом Новгороде. Его возвели в 1700 году подрядчик Фома Алексеев из Костромского уезда и Никита Куприянов из Ярославля. «Волжское» происхождение обоих мастеров наложило отпечаток на облик собора, совсем не свойственный новгородской храмовой архитектуре. Немного позже к собору пристроили придел (на рисунке он справа от колокольни), а в 1725 году к северу от собора появился храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой и шатровой колокольней.

 С той точки, которую выбрал художник, Успенская церковь не видна (видна часть трапезной справа) и возникает ощущение, что колокольня примыкает к Воскресенскому собору. Конечно, существуют некоторые факты, противоречащие нашей атрибуции. Во-первых, Деревяницкий монастырь до 1875 года числился как мужской (позже он стал женским). Во-вторых, его нынешнее завершение весьма отдаленно напоминает шатер и восьмерик яруса звона на литографии, вполне обычные для второй половины XVII века, но уже мало напоминающие архитектуру XVIII столетия. Этому может быть два объяснения: что Андре Дюран рисовал по памяти и изобразил более подходящий для русских колоколен шатер; либо, что в более вероятно, позднее шатер заменили перекрытием другой формы.

     Второй новгородский храм с колокольней, запечатленный Дюраном – приходская церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год). Называется литография просто «glise de village», то есть «Деревенский храм». Эта небольшая церковь, расположенная сразу за городским валом, в начале Звериной улицы, считается характерной для новгородского зодчества конца XIV - начала XV века.

«Деревенский храм» (церковь Петра и Павла в Кожевниках). Фрагмент
  Литографу, удалось передать строгое благородство архитектуры этого храма. Он точно изобразил и обычное в то время в Новгороде восьмискатное перекрытие, и трехлопастное завершение стен, и нарядные «ползучие» арки на фасадах. Отмечено даже чисто новгородский узор на барабане – поясок в виде «бегунца». К сожалению, вне внимания художника остался живописный декор южной стены. Возможно, его частично скрыл придел во имя Трех Святителей, пристроенный в начале XVIII века. Около середины столетия у юго-западного угла еще возвели весьма скромную четырехугольную колокольню. На рисунке с особым тщанием отмечены ее простые, почти без украшений, стены, имеющие по одному проему для колоколов на каждой грани; заостренный деревянный шатер завершения. Несмотря на поздний период строительства, строгие формы колокольни прекрасно сочетались с обликом старинной церкви. Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, и во время реставрации 1959 года было решено не восстанавливать «поздние пристройки»: южный придел и колокольню.

«Рождественский собор». Литография Андре Дюрана. 1839 год
     После Москвы, Петербурга и Великого Новгорода, Андре Дюран направился в путешествие по волжским городам. Из всего множества храмов и колоколен, которыми был так богат древний Ярославль, художник выбрал, без сомнения, самую своеобразную – колокольню храма Рождества Христова (1650-е годы). Он изобразил ее на единственной «ярославской» литографии своего альбома - «Cathdrale de la Nativit» (то есть: «Рождественский собор»). Возведенная, как и храм, на средства известных своими связями с восточными странами купцов Назарьевых-Гурьевых, колокольня является первым примером очень небольшой группы шатровых надвратных колоколен. Кроме того, она сама была храмом «иже под колоколы» (в четверике над проездными воротами находился храм во имя святых Гурия, Самона и Авива). Интересно сравнить литографию 1839 года с рисунком русского ученого В.В. Суслова, сделанным в конце XIX столетия. В обоих случаях видно внимание к архитектурным деталям необычного сооружения и желание передать как можно достовернее облик колокольни.

     Нужно отметить, что ракурс, выбранный В.В. Сусловым, был несколько удачнее. Благодаря изображению с западной стороны, хорошо видны все особенности этого строения: сложные столбы и арки ворот с тремя въездами, открытая аркада галереи с «кувшинами» столбов, сложный декор четверика в виде сдвоенных колонок с резными белокаменными «шишками», балюстрада в нижней части восьмерика яруса звона, шатровые башенки по сторонам от него (в одной из них находился часовой механизм), живописная лепка столбов и арок-проемов для колоколов, даже форма многопрофильных кокошников, в три ряда покрывающих шатер над звоном.

«Рождественский собор»
Литография Андре Дюрана. 1839 год. Фрагменты

     Все эти детали есть и на литографии Дюрана, но, из-за того, что колокольня показана с юго-восточного угла, одна из шатровых башенок осталась невидима для зрителя. Кроме того, три арки въезда и арочная галерея показаны почему-то глухими. Возможно, художник рисовал позже по памяти, и не совсем понял непривычную ему архитектуру колокольни. Немного непонятным остается форма перекрытия четверика: не четырехскатная, а прямая, словно площадка для гульбища. В прорисовке восьмерика отсутствует небольшой высоты бордюр с балюстрадой, предназначенный для ограждения яруса. Наконец, в рисунке шатра явно упрощена «лепная» форма кокошников. Все же, при всех недочетах, литография остается для нас ценным свидетельством о конструкции колокольни Рождественского храма в Ярославле.
 
на пятую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.     5 стр.    6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru