вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> колокольни и звонницы городов россии на литог... -> страница 5

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Все изображения можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом


     Третья литография из группы, посвященной нижегородским храмам, это - «glise des saintes femmes» («Церковь святых жен», то есть «Церковь во имя Жен-мироносиц»). На ней изображен первый приходской каменный храм на Нижнем посаде Нижнего Новгорода, выстроенный в 1649 году вместо деревянного. Это самый ранний случай в истории русского церковного зодчества, когда храм, трапезная и колокольня над ее входом расположены строго по оси восток-запад. В данном случае, ось продолжена высоким всходом на второй этаж церкви.

«Церковь во имя Жен-мироносиц». Литография Андре Дюрана. 1839 год

     На литографии видны важные элементы его нарядного оформления: открытые арки под деревянной двускатной кровлей, обрамляющие марши лествицы, (центральная арка выполнена двойной и украшена характерной белокаменной «гирькой»). Выносная нижняя площадка-«рундук» перекрыта сложной деревянной кровлей в виде бочки, а ее двойные арки завершаются уже знакомой нам висячей гирькой.

«Храм свв. Жен-мироносиц»
Фрагмент - колокольня
  Таким образом, неожиданный конструктивный элемент – внешний всход на второй этаж - гармонично соединил в себе элементы каменного и деревянного зодчества. Сама церковь и трапезная украшены скромно. Красоту их убранству придает сложный и глубокий рельеф характерных для Нижнего Новгорода полукруглых кокошников, и, кроме того, различные элементы карниза в их верхней части. На литографии храм имеет четырехскатное перекрытие и несколько вычурную форму центрального барабана «с перехватом». И то, и другое появилось во второй половине XVIII века. До этого времени церковь имела обычное для русских храмов позакомарное покрытие, которое гораздо больше соответствовало его облику.

     Колокольня над западным входом представляет собой несложную конструкцию, часто встречающуюся в первой половине XVII века: высокий четверик основания и восьмигранный ярус звона, где вытянутые арки украшены кокошниками, излюбленными местными зодчими. Венчает ее высокий шатер. Своеобразие этой колокольне придают очень высокие обрамления окошек-слухов, с рельефной, почти лепной фактурой. Как это стало уже привычным для нижегородской архитектуры, внутренняя структура церкви, колокольни и трапезной части подчеркнута горизонтальными карнизами и вертикальными пилястрами на внешних поверхностях. Выделены и углы четверика колокольни. Некоторые существенные элементы этого убранства были утрачены в 1920-е – 1930-е годы, когда разобрали колокольню, пятиглавие церкви и нарядный всход. Восстановление их завершилось только к 2007 году.

«Церковь во имя Жен-мироносиц». Фрагмент

     Третий из волжских городов, где побывал Андре Дюран – Казань. Разумеется, он не мог оставить без внимания знаменитый кафедральный собор города – храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1552 год), запечатленный на литографии «Сathdrale de Annonciation» («Благовещенский собор»). С юго-западной стороны показана вся его сложная композиция: грандиозный собор, возведенный псковскими зодчими во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма, трапезная, колокольня (1630-е - 1640-е годы) с западной стороны и пристроенное в 1736 году к колокольне крыльцо с лестницей. Сложно найти еще один комплекс в русском зодчестве, где бы столь причудливо переплелись традиции разных школ. В облике колокольни некоторые исследователи усматривали даже влияние мусульманской архитектуры.

«Благовещенский собор». Андре Дюран. 1839 год

     Действительно, ее пятиярусная конструкция очень напоминает высокие башни. Грани убывающих к верху восьмериков расположены под таким малым углом, что издалека они казались бы круглыми, если бы по традиции волжской архитектуры не были подчеркнуты элементами декора: высокими декоративными арками на вытянутых колонках, украшающими высокий нижний ярус (по виду они схожи с аркатурно-колончатым поясом древнерусского зодчества); арками-проемами с характерным ребристым краем в четырех гранях на ярусе звона; небольшими сдвоенными арочками на глухих гранях третьего яруса. В начале XVIII века колокольня получила дополнение в виде еще двух ярусов, которые отделялись от нижних ажурной балюстрадой. В нижнем разместили часовой механизм (циферблат хорошо виден на литографии), а верхний, украшенный тройным рядом остроугольных кокошников (к ним очень хорошо подходит поэтичное сравнение с язычками пламени) и увенчанный главкой причудливой формы на световом барабане, прекрасно завершал всю композицию колокольни. Несмотря на огромные размеры, она не казалась тяжеловесной.

«Благовещенский собор»
Фрагмент - ярусы колокольни
  Кроме архитектуры, колокольня Благовещенского собора была известна своими колоколами. Еще на древней деревянной звоннице XVI века существовал довольно значительный подбор: «соборная колокольница на площади деревянная, а на ней колокол благовестный большой с очапом, да два колокола средние, да два зазвонные меньшие, все колокола Государевы казны». Колокола эти затем были перенесены на новую колокольню, но главным благовестником стал колокол (он хорошо виден в проеме второго яруса колокольни на литографии), отлитый в 1640 году известным немецким литейщиком Иоганном Фальком, долгие годы проработавшем на Пушечном дворе в Москве. Вес колокола составлял полторы тысячи пудов (около 24570 кг). В 1676 году подбор из девяти колоколов отлил для собора мастер Харитон Иванов сын Попов с учениками (тот самый, что отливал 1000-пудовый колокол для Симонова монастыря годом позже). К сожалению, эти уникальные колокола разделили судьбу колокольни и храма. В 1918 году, в ходе «освобождения» города от войск Белой армии, Казанский Кремль сильно пострадал от артобстрела. Были разрушены все пять глав собора. Его древний облик удалось восстановить только в ходе реставрации 1980-х годов. Величием же старинной колокольни мы можем любоваться только на старинных фотографиях и литографии Андре Дюрана: в 1922 году ее взорвали и разобрали на кирпич «учитывая острую нужду в строительных материалах».
 
на седьмую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru