вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> колокольни и звонницы городов россии на литог... -> страница 6

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Все изображения можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.     7 стр.

    Библиография    Фотоальбом


«Монастырь святого Иоанна Крестителя». Фрагмент
  Необычная для своего времени колокольня древней Казани изображена на литографии «Monastre de Saint-Jean-Baptiste» («Монастырь святого Иоанна Крестителя»). В своем излюбленном ракурсе: с юго-западной стороны, Андре Дюран запечатлел трехшатровый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (он был почти целиком перестроен в XIX веке) и колокольню 1652 года. Хорошо видна только верхняя ее часть: второй восьмерик, ярус звона с изящными вытянутыми арками и редкое для XVII века нарядное завершение в виде «горки» кокошников с небольшой главкой. Тщательно прорисовано их сдержанное декоративное - пилястры на ребрах восьмерика, карниз из глубоких «ширинок» с изразцами, пучки колонок, обрамляющие арки яруса звона, карниз под «горкой» кокошников, живописная многопрофильная лепка самих кокошников и их характерный ребристый край – все эти детали деликатно подчеркивают пластику каждого яруса и вносят уже знакомый нам колорит волжского зодчества в облик этой почти «московской» колокольни.

  Довольно значительная часть литографий в альбоме Андре Дюрана посвящена деревянной русской архитектуре. На гравюрах можно увидеть храмы, дома и хозяйственные постройки. Для нашей темы интерес представляют две литографии. Одна из них – «Nikolskoe. Paroisse entre les villes de Soudogda et Mourom» («Никольское. Приход между Судогдой и Муромом»). Перед нами обычная деревенская церковь в виде избы с глухими стенами, двускатным перекрытием и очень высокой апсидой. Открытая галерея с таким же перекрытием и арочным проходом под ней соединяет ее с колокольней. Ее основа – высокий четырехугольный сруб. На нем покоится небольшой ярус звона с двумя арками-проемами для колоколов в каждой грани, увенчанный четырехгранным шатром. Строение не имеет декора. Всю его прелесть составляют строгие пропорции и точная соразмерность элементов. Такие простые колокольни часто строились в небольших русских селах. Как пример, можно указать на одну из колоколен Олонецкого края - у храма села, условно названного Каннесемга.

«Никольское. Приход между Судогдой и Муромом»
Литография Андре Дюрана. 1839 год

     Очень необычное сооружение мы видим на литографии «Chapelle et village prs de Tver», то есть «Часовня и деревня возле Твери». Название это не совсем точно, так изображена, несомненно церковь с высокой апсидой и двускатным перекрытием. Она очень схожа с храмом на предыдущей литографии, за исключением резных карнизов, причелин и полотенца, украшающих крышу. Выносной сход тоже сделан с двускатной кровлей, но нижний его пролет перекрыт нарядной «бочкой». Он выполняет две функции: входа в храм и соединения его со странным сооружением на высоких сваях-столбах. Обыкновенный сруб с пропильным окном видимо служил звонницей – через оконный проем видны небольшие колокола. Однако завершается он не шатром, и даже не главкой, как это обычно было принято, а весьма мощным пятиглавием, придающим ему сходство с церковью. Аналогов столь необычной композиции найти пока не удалось.

«Часовня и деревня возле Твери»
Литография Андре Дюрана. 1839 год

     Просмотрев восемнадцать литографий из альбома Андре Дюрана, на которых изображены колокольни или звонницы каменных и деревянных храмов нескольких городов и деревень России, можно констатировать, что они вполне оправдывают название альбома «Археологическое и живописное путешествие». Большая часть сооружений действительно были зарисованы художником с поистине археологической точностью. Кроме того, нужно отметить, что известный гравер и путешественник не всегда выбирал для изображения главные городские соборы. Определяющее значение для него имели красота, и, главное, необычность постройки. Именно этим объясняется, на первый взгляд, случайный выбор того или иного храма, собора или монастыря на его гравюрах.

 
К библиографии >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.     7 стр.

    Библиография    Фотоальбом

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru