вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> колокольни и звонницы городов россии на литог... -> страница 8

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Все изображения можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.     6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом


«Архангельский собор в крепости»
Литография Андре Дюрана. 1839 год
     Очень красивы литографии Андре Дюрана, запечатлевшие виды Нижнего Новгорода. Одна из них – «Cathdrale de Archahge dans la fortesse», то есть: «Архангельский собор в крепости» (имеется в виду Кремль Нижнего Новгорода). Собор Архангела Михаила - древнейший из сохранившихся храмов города. В 1628-1631 годы его возвели на месте более древней церкви известные московские зодчие Лаврентий Семенов сын Возоулин с пасынком Антипой сыном Константиновым, впоследствии выстроившим в Москве и других городах несколько шатровых церквей удивительной красоты (самая известная из них – это храм Святой Троицы в усадьбе Троицкое-Голенищево, 1644 год).

  На рисунке Архангельский собор предстает перед нами с восточной стороны, благодаря чему хорошо видна необычная двухшатровая композиция из основного объема храма и колокольни над южным входом. Сам храм был решен обычно для шатровых сооружений - восьмерик на четверике. Однако его убранство представляет собой сложный сплав традиций и элементов, что было обычным для городов, расположенных на торговых путях. Своей пластикой и кирпичным «узорочьем» храмы Волго-Окского региона (Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Мурома и Рязани) в определенной степени обязаны влиянию болгарской архитектуры - наследницы нескольких древних традиций. В этом смысле интересно сравнить декор Архангельского собора с многопрофильными арками, украшающими храм Святых Архангелов (начало XIV века) и колокольню в Бачковском монастыре Успения Святой Богородицы и церковь Христа Пантократора в Несебре (первая половина XIV века).

«Архангельский собор в крепости»
Фрагмент - колокольня
     Андре Дюран тщательно зарисовал строгие, но необычайно выразительные детали его декора: широкие рельефные карнизы, опоясывающие верх четверика и восьмерика, и полукруглые кокошники сложного профиля над ними. Особенно они хороши над четвериком: глубокие, с подчеркнутым ребристым краем двух верхних профилей. Такая нарочитая подчеркнутость основных линий была свойственна архитектуре Нижнего Новгорода в этот период. Углы обоих ярусов собора выявлены пилястрами, проработаны даже грани шатра.

     Гармонирует с храмом и облик объединенной с ним в единое целое колокольни. Ее нижняя часть зрительно делится надвое декоративным карнизом. Верхняя же, собственно, ярус звона, отделена широким поясом рельефных ширинок. Они же украшают и арочные столбы. Каждая из четырех граней прорезана только одной аркой для колоколов. Подобное решение напоминает уже знакомую нам колокольню Воскресенского собора в Деревяницком монастыре Новгорода Великого, что вполне понятно, если вспомнить, что собор тоже строили волжские мастера. Дополнительный рельеф ярусу звона придает рустованная проработка на гранях столпов и карниз под шатром. Шатер, восьмигранный, как и у собора, имеет небольшую высоту.

«Колокольня Успенского храма в крепости»
Литография Андре Дюрана. 1839 год
     На следующей литографии под названием «Toure de la cathdrale Ouspenski dans la fortesse» изображена колокольня Успенского храма. Единого мнения о том, какому именно храму соответствует этот рисунок, в настоящее время не существует. Большинство исследователей считают, что речь идет о церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ильинской горе. Храм этот был возведен в 1672 году, но впоследствии его неоднократно перестраивали, и сейчас трудно судить о его первоначальном облике.

     Что же касается его колокольни, то ее перестроили в 1820-е годы, а в советское время разобрали. Судя по описанию, она находилась с западной стороны храма и соединялась с ним трапезной. Этот план совсем не соответствует той колокольне, которая представлена на литографии. На ней мы видим высокий, отдельно стоящий восьмигранный столп с двумя рядами узких окон в нижней части, небольшим ярусом звона, увенчанным шатром, и низкой крытой галереей, охватывающей внизу шесть из восьми граней столпа. По обыкновению нижегородской архитектуры первой трети XVII века, грани столпа подчеркнуты узкими пилястрами, арки звона опираются на пучки колонок и завершаются полукруглыми кокошниками в несколько рядов. Как и на четверике храма Архангела Михаила, кокошники выполнены в виде нескольких рельефных ребристых дуг.

     По времени строительства, прообразом для этой литографии могла послужить только колокольня Вознесенского Печерского монастыря (1630-е годы), но она была четырехгранной. До этого, с 1598 года существовала высокая деревянная восьмистенная колокольня. Сохранившиеся колокола из ее подбора позже перенесли на новую звонницу. Возможно, какие-либо мотивы ее архитектуры послужили основой для литографии.
 
на шестую страницу >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.     6 стр.    7 стр.

    Библиография    Фотоальбом

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru