вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> звонница соловецкого монастыря на иконах xv-x... -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Икона "Обитель Зосимы и Савватия Соловецких" (начало XVII века, ГТГ)
  На иконе "Обитель Зосимы и Савватия Соловецких" (ГТГ) того же периода изображены две деревянные звонницы под небольшими шатрами. Изображение их весьма условно и напоминает скорее разрезы деревянных колоколен, на которых в несколько ярусов размещены колокола. Колокольни эти расположены по сторонам легко узнаваемого Спасо-Преображенского собора, а с внешний стороны к каждой из них примыкает шатровый храм. Судя по тщательно изображенным храмовым образам - это церкви Святителя Николая (1577-1583) и Успения (1552-1557) [18]. Наиболее вероятно, что соображения симметрии и уравновешенности композиции заставили мастера несколько отступить от реальности. Скорее всего, рядом с Никольским храмом изображена шатровая колокольня, на самом деле находившаяся перед ним, а рядом с Успенской церковью - ныне утраченная часовая звонница, некогда возвышавшаяся над западным фронтоном трапезной палаты, примыкавшей к храму с юго-востока [19]. Любопытная деталь: возле обеих колоколен изображены звонари в момент звона. Хорошо видно, что звонят они "в языки". Звонарь справа раскачивает язык одного большого колокола, а слева звонарь держит в руке небольшую связку. Можно предположить, что из-за большого числа колоколов часозвоня в тот период использовалась как вторая колокольня.

Икона "Обитель Зосимы и Савватия Соловецких". Фрагмент
(вторая половина XVII века)
     Нужно отметить, что такая иконография полюбилась местным мастерам, и к ней неоднократно возвращались в гораздо более поздний период, когда звонница уже получила совсем другой вид. В качестве примера можно привести две иконы из частных коллекций. Одна из них - икона "Обитель Зосимы и Савватия Соловецких" второй половины XVII века - хранится в собрании М.Е. Елизаветина. Она выполнена мастерами Русского Севера. На ней по сторонам Спасо-Преображенского собора изображены две почти одинаковые стопообразные каменные колокольни. Колокола на каждой из них размещены в три яруса. Так же как и на иконе начала столетия возле каждой колокольни изображен звонарь за работой. Примерно такую же композицию имеет и еще более поздняя икона из собрания В.А. Бондаренко: "Преподобный Зосима и Савватий Соловецкие с видом монастыря и святой Таисией на полях". Икона датирована началом XVIII века и выполнена мастерами иконописной мастерской Соловецкого монастыря. Как и в предыдущем случае, по сторонам от собора изображены две колокольни с колокольным подбором и звонарями во время звона. Скорее всего, мастера старались максимально достоверно изобразить Успенскую трапезную церковь с трапезной и звонницей. Этот храм действительно был трехъярусным, однако в третьем ярусе находились не колокола, а придельный храм Иоанна Предтечи. Сама же часозвоня в XVI-XVIII веках была довольно массивным сооружением, увенчанным тесовым шатром [20]. В силу художественного вымысла на иконах храм, трапезная и часозвоня "слились" в единое целое. Вторая же колокольня, вероятно, появляется из соображений симметрии.

Икона "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие"
Фрагмент (1670-е годы, Новодевичий монастырь)

     Более достоверными представляются изображения на иконах второй половины XVII века, хранящихся в Государственном Историческом музее и Новодевичьем монастыре. Икона "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие" из Новодевичьего монастыря была выполнена в Москве в 1670-е годы, другая икона - "Зосима и Савватий" (ГИМ) - датирована второй половиной XVII столетия. На обеих иконах тщательно прорисована высокая трехпролетная звонница под тремя шатрами. По своему облику она напоминает новгородско-псковское зодчество: звонницы Спасо-Мирожского и Тихвинского монастырей, а также звонницу собора Святой Софии в Новгороде. На новгородской иконе "Видение пономарю Тарасию" (1572-1584) облик пятипролетной под пятью шатрами звонницы собора Святой Софии очень схож с изображением звонницы Соловецкого монастыря на упомянутых иконах [21]. Колокольный подбор на иконах изображен очень условно, однако большие колокола выделены в отдельную группу. Очевидно, здесь показаны дары Ивана Грозного и Бориса Годунова: "Преподобнический" колокол, полиелейный и колокол "Борисович". Весь подбор размещен в три яруса.

Икона "Зосима и Савватий Соловецкие". Фрагмент (Вторая половина XVII века, ГИМ)
     Немаловажная деталь: на обеих иконах хорошо видны несколько как бы обособленных, крытых щипцами арочных пролета с маленькими колоколами. Они как бы соединяют звонницу с Никольским храмом. Та же деталь присутствует и на иконе "Святые Зосима и Савватий Соловецкие" из Вологодского музея. Можно предположить, что звонницу возвели в первом десятилетии XVII века, а рядом с ней продолжала находиться предшествующая ей звонница-аркада. Шатровая звонница впервые упомянута в монастырской переписке в 1632 году [22]. Впоследствии арки были, вероятно разобраны. На иконе второй половины XVII века "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие" (ГММК), с резным изображением фигур преподобных трехшатровая звонница изображена тоже трехпролетной, но уже без дополнительных арок [23]. Возможно, однако, что, законы иконописи заставили мастеров прибегнуть к несколько условному изображению. На более поздней иконе начала XVIII века "Зосима и Савватий" из Архангельского музея уже знакомое нам изображение звонницы и колоколов дополнено одной немаловажной деталью: большие колокола закреплены на отчетливо прорисованных очепных валах, к которым прикреплены и сами очепа. Это одно из самых достоверных изображений позволяет утверждать, что по крайней мере тяжелые колокола на звоннице довольно долго приводились в движение очепным способом.

     Эта подробность исчезает на более поздних иконах. В качестве примера можно упомянуть икону XVIII века из собрания музея "Новодевичий монастырь" - "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие". В XVIII - XIX веке изображение звонницы постепенно становится совсем условным, а из всего подбора изображают, как правило, три больших колокола. На иконах этого периода старинная звонница псковской архитектуры уже отсутствует. Это хорошо видно на примере иконы начала XVIII века "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие" из собрания М.Е. Елизаветина и иконы "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с видом монастыря" начала XIX века из собрания музея древнерусского искусства им. Преп. Андрея Рублева.

Икона "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с видом монастыря" Фрагмент (Начало XIX века, ЦМиАР)

     Поздние изображения выполнялись, очевидно, по каким-то более древним образцам, так как в 1776 году ярус звона древней звоннице был разобран, и на ее основании началось возведение двухъярусной колокольни. Работы завершились в 1777 году. Незадолго до начала строительства колокольный подбор пополнился несколькими колоколами, отлитыми в 1771-1775 годах в Санкт-Петербурге мастером Петром Евдокимовым [24]. По свидетельству монастырских описей, колокольный подбор на новой колокольне был очень значителен: "колоколов на оной колокольне и с часами, находящимися на Успенской колокольне в настоящее время до 42" [25]. В настоящее время из них сохранились только Каянский колокол и памятный колокол "Благовестник", отлитый на заводе С.Д. Чарышникова в 1860 году.

автор материала - Ольга Азарова

благодарим Любовь Владимировну Елизаветину
за содействие в проведении фотосъемки
на выставке икон из собрания М.Е. Елизаветина


Далее >>

1 стр.    2 стр.   Примечания   

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru