вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> колокольня николонадеинской церкви в ярославл... -> страница 4

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Продолжение >>


     О третьем по весу колоколе Николо-Надеинского набора известно немного. Из опубликованной латинской надписи следует, что он был отлит в 1600 году в городе Девентри мастером Арнольтманом Путтеном. Судя по дате, этот колокол звучал ещё на деревянной Благовещенской церкви [6]. Как выглядел этот колокол не известно.

Колокол. 1589 год
  Среди пяти колоколов, поставленных на каменные постаменты у Софийской звонницы Великого Новгорода, один, меньший, весом около 80 пудов, имеет русскую вырезанную надпись и точную дату вклада. Колокол был вложен в новгородский Духов монастырь конюшим боярином и Государевым слугой Борисом Фёдоровичем Годуновым в 1589 году. Ранее было неизвестно происхождение этого колокола, так как в надписи данные о мастере-литейщике и месте отливки колокола отсутствуют. Только после посещения нами Голландии, знакомства с многочисленным голландским колокольным наследием стало проясняться происхождение новгородского колокола из голландских земель. Это хорошо видно по конструкции короны колокола, по его оформлению и профилю внешней стенки и по трём пояскам, отделяющим вал от губы колокола.

Колокол. 1589 год. Фрагмент

     Сходство новгородского колокола и голландского литья рубежа XVI - XVII веков даёт нам право представить изображение голландского колокола соответствующего времени, находящегося на колокольне Домского собора в городе Утрехте.

Колокол. Конец XVI века. Домский собор. Утрехт

     Четвёртый колокол 1626 года, весом 28 пудов, русского (московского) литья сохранился. Надпись на нем: «Постави сей колокол в Ярославле на волгском берегу ко благовещению Пресвятой Богородицы и Рождества во имя Предтечи и Николе чудотворцу в 7134 (1626) год Павел Ондреев Светешников по своей душе и по родителях своих». Из приведённой надписи понятно, что колокол заказал брат строителя храма Епифания Андреевича – Павел Андреевич Светешников. Колокол по своему строению является типичным представителем литья мастеров московского пушечного двора послечоховского периода, когда мастера широко использовали профили и технологию прошлых лет.

Колокол из церкви Николы Надеина. 1626 год

     Среди мастеров этого времени, которые могли исполнить заказ брата храмоздателя могли быть Игнатий Максимов, Кирилл Самойлов, колокол которого был выявлен на часовом ярусе колокольни московского Новодевичьего монастыря Ю.В. Москвичёвой, или кто-то ещё из мастеров их круга. Колокол изготовлен по так называемому «кашпирову» профилю, который с некоторыми вариациями использовался русскими мастерами до середины XVII столетия. Хотя некоторые местные исследователи музейных колоколов большой Преображенской звонницы считают его произведением Европейского мастера? Причина заказа колокола в Москве, у мастеров пушечного двора, очевидно, сводилась к меньшей дороговизне изделия, хотя, возможно мастера и не успели отлить колокол к моменту освящения, то есть к 1622 году.

Колокол. 1629 год. Мастер Кирилл Самойлов. Новодевичий монастырь
  Судя по данным о. Израилева, на колокольне, надстроенной в 90-е годы XVII века, находилось всего 7 колоколов. Вес остальных из них известен: 4, 3, 2 пуда. Время отливки и мастера не известны.

  Итак, из семи колоколов церкви Николы Надеина три были отлиты в Голландии и заказаны лучшим мастерам своего дела. Голландские колокололитейщики работали над благозвучием своих колоколов и старались сочетать звуки отдельных колоколов в подборе, образуя своеобразный и стройный хор. Эти работы по акустике колоколов голландские мастера проводили столетием раньше, то есть уже в XVI веке колокола голландских мастеров выгодно отличались, например, от колоколов итальянских или французских мастеров. Известно, что определяют общее звучание подбора колоколов, прежде всего, большие благовестные и подзвонные колокола. Таким образом, первый на Руси звон «малиновый», происходящий из города Малина или Мехелена, от колоколов, отлитых в тех местах впервые появился в первой четверти XVII века Ярославле на колокольне церкви Николы Надеина.

Продолжение >>


1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.   

5 стр.    6 стр.    7 стр.    8 стр.    Примечания   

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru