вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> колокольня николонадеинской церкви в ярославл... -> страница 5

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Продолжение >>


     АРХИТЕКТУРА

Благовещенский собор Московского Кремля

     Упоминание нами самого раннего храма, возведённого в 1516 году и сохранившегося в Ярославле, очень важно, так как именно на него, как на наиболее близкий образец указал заказчик Никольской церкви – государев гость Надея Светешников. Спасо-Преображенский собор в общем плане повторяет цепь великолепных памятников российского зодчества, и близок таким памятникам, как Благовещенский собор московского Кремля, Покровский собор Покровского монастыря в Суздале и многим подобным храмам конца XV – начала XVII веков, возведённым в московском царстве до начала великой смуты.

Благовещенский придел церкви Николы Надеина
     Общими отличительными деталями архитектуры этих памятников являются: постановка основного церковного объёма на высокий подклет, окружение церкви открытыми двухъярусными галереями на столпах, наличие широких маршевых лестничных всходов в основной храм. Бесспорное сходство Надеинского храма со Спасо-Преображенским собором ярославского Спасского монастыря не раз отмечалось в литературе, разными авторами, но, нам представляется, что не следует также забывать и о московском кремлёвском Благовещенском соборе, как ещё одном ориентире, на который заказчик указал своим мастерам в качестве прообраза. Особенное сходство Надеинского храма с Благовещенским собором Кремля видно при сравнении их северных фасадов. Так называемый столпообразный благовещенский придел надеинской церкви удивительно похож на придел Собора Архангела Михаила, расположенный над главным, северо-восточным входом в храм.

Внутренний вид церкви Николы Надеина

     Вряд ли нужно дополнять чем-то прекрасное чёткое и краткое описание Николо-Надеинского храма, изложенное Е.А. Федорычевой в вышеупомянутом издании. Кроме великолепной архитектуры и живописного убранства, церковь удивляет устройством своего внутреннего пространства. Мощные квадратные столбы легко несут сложную систему сводов и световых глав. Внутреннее пространство храма необычайно гармонично. Общее впечатление несколько нарушается поздним аляповатым вычурным иконостасом и ярко-суховатым звучанием фресковых записей XIX века, во многом покрывающих росписи 40-х годов XVII столетия. Галереи храма создают настроение поистине домашнего уюта и покоя. В храме хочется быть, рассматривать его живописное и архитектурное убранство.

Внутренний вид церкви Николы Надеина

     Впечатление от храма, производимое снаружи, несколько иное. Даже не профессиональному взгляду видна некоторая неряшливость в рисунке внешнего декора церкви, нелогичность в примыкании и сочетании различных деталей архитектурного декора. Невольно возникает мысль о том, что явная несогласованность в соподчинении частей храма вызвана простым неумением зодчих объединить разные части здания в один комплекс, как это будет явлено в ярославской архитектуре позже, начиная с 50-х годов XVII века.

Церковь Николы Надеина

     Возможно, в Николо-Надеинском храме перед зодчими впервые в их практике была поставлена сложная задача увязать увенчанный пятиглавием мощный куб храма с открытой и закрытой двухъярусной галереей с приделом, высоким крыльцом и колокольней. Известный знаток ярославской архитектуры Виктор Федорович Маров в своей книге высказывает мысль об участии в возведении Никольской церкви псковичей и новгородцев: «Об участии в строительстве церкви Николы Надеина псковских и новгородских мастеров говорит также и сама техника кладки: кривые линии арок галереи, закомар, выполнены без лекала, нарисованы как бы «от руки», что характерно именно для псковско-новгородской школы» [7].

Церковь Николы Надеина. Линия закомар

     В связи с высказанной Маровым мыслью о привлечении иногородних мастеров возникает вопрос: так всё же псковичи или новгородцы? Это остаётся загадкой. И вряд ли можно объяснить неровные, как от руки выполненные очертания арок закомар участием в строительстве псковских зодчих. Псковичи хорошо умели выполнять требования среднерусских заказчиков. Очертания закомар и кокошников и прочие линии созданных ими церквей выглядят абсолютно правильными, выполненными, как по линейке и лекалу. Яркие примеры тому, возведённые псковичами Благовещенский собор и Ризположенская церковь Московского Кремля и Духовская церковь «под колоколы» Троице-Сергиева монастыря.

Продолжение >>


1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.   

5 стр.    6 стр.    7 стр.    8 стр.    Примечания   

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru