вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> колокольня николонадеинской церкви в ярославл... -> страница 6

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Продолжение >>


     В книге Е.А. Федорычевой о Николонадеинском храме повествуется о новгородском происхождении рода гостей Светешниковых [8]. Значит, аналоги храма можно и должно искать в памятниках новгородчины, начиная с XVI века и ранее. Именно в Великом Новгороде сохранился самый древний Никольский храм в России – это знаменитый Николо-Дворищенский собор, выстроенный в 1113 году новгородским князем Мстиславом Владимировичем. Первоначально Николо-Дворищенский собор не имел подклета и галерей, но по данным краткой справки предоставленной автору сотрудником Новгородского музея Вячеславом Александровичем Волхонским в XVII веке собор имел и подклет и обходные галереи.

Николо-Дворищенский собор

     Ещё больше сходства в деталях архитектуры Николо-Надеинской церкви видим на представленной реконструкции первоначального вида Троицкой церкви Клопского монастыря, что находится в окрестностях Великого Новгорода. В галерею церкви Троицы вписана колокольница, ярус звона которой схож с первоначальной колокольней Надеинской церкви. Возможно, эти аналогии приблизят вероятность участия новгородских мастеров в сооружении ярославского храма.

Клопский монастырь

     Скорее всего, строителями церкви Николы Надеина были местные и приглашенные мастера, так как Ярославль всё же избежал полного разорения в смутное время и сохранил силы и средства для исполнения заказа Государева гостя.

Колокольня церкви Николы Надеина. Западный фасад
  Ранее отмечалось, что многие детали Надеинской церкви исполнены несколько вольно, как бы от руки. Именно эта, несколько вольная манера строителей Николо-Надеинского храма делает почти незаметными и скрывает, порой очень важные конструктивные детали церкви. При чём, основная несостыкованность и случайность архитектуры связаны с северо-западным углом, где возвышается колокольня и с самой колокольней. Говоря здесь о колокольне, церкви Николы Надеина мы, естественно, имеем в виду первоначальный вариант колокольни, то есть прямоугольник, прорезанный парой арок на каждую сторону.

  При взгляде на западный фасад храма, галереи и колокольни – всё выглядит вполне логично. Высокое крыльцо поднимается на второй ярус галереи. Галерея в свою очередь примыкает к колокольне. Основание колокольни оформлено двумя высокими пилястрами, которые на уровне парапета галереи объединяются поясом кессонов-ширинок. Самые же пилястры тоже образованы вытянутыми ширинками-кессонами с перебивкой различными тягами и карнизами. Верхние ширинки пилястр сильно увеличены по высоте и имеют по три выступающие бусинки каждая. Вверху пилястры объединены поясом больших ширинок так же с бусинками в центре каждой. Пилястры основания звона в точности повторяют такие же пилястры южной галереи церкви.

Северный фасад колокольни
церкви Николы Надеина
     Северный фасад колокольни являет совсем иную картину. Крайняя правая пилястра имеет тот же рисунок и членения, что и на западном фасаде, образуя, таким образом, целую прямоугольную угловую колонну. Та же декоративная логика прослеживается и в нижнем поясе меньших ширинок, но выше общая картина декора, а может быть и конструкции совершенно меняется. Карнизы и тяги, идущие от крайней пилястры и подчиняющиеся строго логике её декора, упираются в странную пилястру, имеющую три ширинки сверху. После этого стена звонницы продолжается, наползая на арку галереи, и обрывается углом, переходящим в восточный фасад колокольни. Такая, не совсем логичная с точки зрения избранного декора и его законов конструкция, была необходима зодчим для увеличения площади прямоугольника колокольни с запада на восток, что бы создать основание для трёх восточных столбов яруса звона. В северном и восточном фасадах колокольни церкви Николы Надеина есть ещё множество сложно объяснимых мест соприкосновения разных частей декора и конструкций здания. Все это очень хорошо читается при внимательном осмотре здания.

Церковь Покрова в Рубцове

     Сходство архитектуры церкви Николы Надеина наблюдается в сравнении с московским храмом Покрова Богородицы в Рубцове. В компоновке и деталях обходных галерей видна рука одной и той же строительной артели. Слишком много общего и в целом и частностях. Похожие, как от руки выполненные очертания арок галереи, катушечный пояс, напоминающий аналогичные детали декора собора Василия Блаженного, капители и ширинки-кессоны пилястр и многое другое.

Катушечный пояс в декоре церквей:
снизу - Покрова в Рубцове, сверху - Николы Надеина

     Существенным отличием московского храма является абсолютная логика во всех деталях архитектуры галерей и отсутствие каких-либо замыслов, связанных с колокольней или приделами в западных частях церкви. Поздняя колокольня Покровского в Рубцове храма выстроена над лестничными всходами на галерею церкви. О первоначальной колокольне пока убедительных сведений нет, хотя сохранился довольно большой вкладной колокол рубцовского храма, относящийся ко времени постройки, то есть к первой четверти XVII века.

Продолжение >>


1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.   

5 стр.    6 стр.    7 стр.    8 стр.    Примечания   

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru