вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> колокольня троицкой церкви в останкино -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Церковь Живоначальной Троицы в Останкино. 1692 год. Вид с запада
     Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ. До сих пор нет единого мнения о мастере или артели, возводивших церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ века считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь – ее предшественница. Среди многих аргументов указывалось, например, на «чрезвычайное богатство орнаментальных мотивов», а два расположенных симметрично приделы сравнивались с «прирубами» [6]. Следует заметить, что колокольни в единую композицию деревянных храмов вошли достаточно поздно, кроме того, похожая композиция расположения приделов у основного объема храма появляется в церковном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там.

     Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина [2,10]. Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Однако ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит столь категорично отказываться от этой гипотезы. Тем более, что еще одна версия – о работе западноевропейского архитектора – тоже не доказана [7].

Храм Живоначальной Троицы в Останкино. 1677-1692 годы
Вид с запада. Рисунок Н. Султанова

  Общая композиция храма повторяет достаточно распространенную в московском храмовом зодчестве 1670-х – 1690-х годов схему расположенных по оси восток-запад основных объемов: храм-трапезная (в данном случае крытая галерея, превращенная в паперть) – колокольня над западным входом. Подобным же образом строится композиция храмов свт. Григория Неокесарийского (1679 год), свт. Николая в Пыжах (1672, колокольня – 1692 год), свт. Николая в Хамовниках (1682, колокольня 1694 год) и многие другие.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Марково. 1690-е годы. Архитектор - Павел Потехин
  Облик останкинской церкви имеет ряд особенностей. Колокольня ее существенно ниже самого храма. Кроме того, обычный план сильно усложнен: крытая галерея окружает храм с трех сторон, к ней с юга и севера примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. В московской архитектуре этого времени существует два примера схожей храмовой композиции. Первый пример, это церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Марково, возведення Павлом Потехиным в 1690 году. Ее план почти идентичен останкинскому храму с той разницей, что церковь в Марково имеет не два, а четыре придела.

     Второй пример - церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Следует отметить и ряд отличий. Храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Возможно, у заказчиков строительства церкви Живоначальной Троицы в Останкино были причины использовать в ее оформлении черты ярославской архитектуры. Правда, Ярославль был не единственным источником вдохновения для зодчего или зодчих. Архитектура крылец останкинского храма несколько напоминает вход в собор Благовещенского монастыря в Муроме.

     В качестве примеров аналогов среди ярославских церквей можно привести храм Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654 годы), который имеет пятиглавое завершение, два боковых придела (с южной и северной сторон), окружен с трех сторон галереями, к которым примыкают три крыльца. Похожую, хотя и несколько усложненную композицию имеет храм свт. Николая Мокрого (1665-1672 годы) и, в некоторой степени, Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687 годы). Конечно, речь идет не о буквальном подражании, т.к. ярославские храмы имеют свои особенности (шатровые приделы, более низкие галереи, иное решение крылец и проч.), но влияние их на формирование общего облика останкинского храма несомненно. Как мы увидим ниже, это влияние прослеживается и в системе декора.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково. 1660-е годы
     Существенное отличие Троицкого храма в Останкино от ярославской архитектуры – расположение колокольни над западным крыльцом. Подобное конструктивное решение нижней части колокольни не имеет аналогов в ярославской архитектуре XVII века. В московском зодчестве ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Нижний ярус колокольни Троицкого храма – открытое с трех сторон крыльцо – западный вход в храм (тоже мы видим и у колокольни храма в Поярково). Над его перекрытием возведен небольшой четверик>, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона. Каково было изначальное решение шатра, сейчас трудно сказать. Некоторые исследователи считают, что он имел более вытянутые и гармоничные пропорции.

Далее >>

1 стр.    2 стр.   3 стр.   Примечания   

Фотогалерея:
    Храм Живоначальной Троицы в селе Останкино и его колокольня
    История, архитектура, аналоги


 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru