вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> колокольня троицкой церкви в останкино -> страница 3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Колокольня храма Святой Троицы в Останкино. 1677-1692 годы. Четверик и ярус звона
  Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино и его колокольни отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на них нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором, однако строгое чувство меры, которое проявил неизвестный зодчий, не позволяет этой пышности перейти в аляповатость. В этом отношении Троицкий храм в Останкино вполне сопоставим с храмом свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня - около 1695 года) и церковью Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год).

  Особую гармоничность останкинскому храму и колокольне придают широкие и нарядно украшенные карнизы. В композиции храма такой карниз подчеркивает переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяет нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжается на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом, украшенным «горкой» кокошников. Такой же прием использован в архитектуре храмов в селе Тайницком (сер. XVII века), свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня - около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1660-е годы).

Колонки на углах четвериков храмов Живоначальной Троицы в Останкино (1677-1692 годы) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1660-е годы)

     Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов и колоколен: Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы) и Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год) и свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и углы храма Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Колокольня храм Иоанна Златоуста в Коровниках
Декор арок яруса звона. (1649-1654 годы)

     Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма и его колокольни играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны (М.В. Красовский почему-то считает этот элемент признаком упадка архитектуры [5]). Точно такие (или сходные) же по рисунку наличники украшают некоторые окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд) 1690 года. В декоре ярославского храма Иоанна Предтечи (1671-1687 годы) в Толчково зодчий тоже использовал похожую форму наличников. Схожие мотивы мы видим и в оформлении наличников окон Благовещенского храма в Каргополе (1690-е годы).



Наличники на окнах храмов Св. Троицы в Останкино,
иконы Божией Матери Знамение в селе Марково (верхний ряд) и Иоанна Предтечи в Толчково (внизу)

     Особую легкость и четкость облику колокольни Троицкого храма в Останкино придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Совсем маленькие нишки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности помогают цветные изразцы, вставленные в нишки. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже не раз названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год). На московских колокольнях храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год) и Святой Троицы в Зубово он более сдержан.

Колокольня храма Живоначальной Троицы в Останкино. 1677-1692 годы. Ярус звона

     Оформление яруса звона соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Так, колонки арок звонов украшены рельефными кирпичными деталями как и у колоколен ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Богоявления. Очень схожее оформление имеют «кокошники» сложного профиля над арками проемов-звонов у колоколен останкинского храма и церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год). Из московских храмов сходное решение "кокошников" имеют храмы Святой Троицы в Никитниках (1628-1652 годы) и свт. Николая в Пыжах (1684 год). Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни собора Покрова на Рву, что на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

Колокол. 1755 год. Мастер - Константин Михайлович Слизов
     Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты обеих архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

     Нельзя обойти вниманием и колокольный подбор Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал десять - двенадцать колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них благовестный колокол весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года [8]. Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма (с 1935 по 1991 годы). Весьма интересны литые иконы, входящие в декор этого колокола.

Колокол. 1755 год. Мастер - Константин Михайлович Слизов. Фрагмент орнамента

     Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря Московского Данилова монастыря И.В. Коновалова (ныне - старший звонарь соборов Московского Кремля и храма Христа Спасителя). Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв - его ученик.

Примечания >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.   Примечания   

Фотогалерея:
    Храм Живоначальной Троицы в селе Останкино и его колокольня
    История, архитектура, аналоги


 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru