вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> звонница введенского владычного монастыря в с... -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Звонница Владычного монастыря. Конец XVII века. Вид с севера

     В архитектуре середины – второй половины XVII века существует целый ряд примеров, которые могут послужить аналогами для трапезного комплекса Владычного монастыря с храмом и звонницей. Один из них – сложная система строений: звонница, трапезная и храм, возведенные на едином основании в Воскресенском монастыре Углича по распоряжению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1674-1678 годы. Архитектура углических построек, конечно, отличается от храма и звонницы Владычного монастыря, но сам принцип объединения различных по своим функциям сооружений в единое целое с помощью галерей, лестниц и переходов, можно считать общим в обоих монастырях. Вопрос этот может быть существенно расширен, т.к. традиция объединения трапезной и храма (иногда «иже под колоколы») восходит еще к началу XVI века (например, храмы вологодских монастырей), но подобное исследование выходит за рамки данного материала.

Храм Святого Духа в Рязани. 1642 год
     «Многошатровая» композиция храма и звонницы, тоже была достаточно хорошо знакома мастерам. Примеры подобного строительства мы находим в русском зодчестве уже со второй четверти XVII века. Неизвестные мастера возводили храмы «о дву шатрах» в 1630-е – 1650-е годы. Это и собор Алексеевского монастыря в Москве (1634 год) [6], и надвратный храм во имя Богоявления Господня и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре (1649 год), и церковь Святого Духа в Рязани (1642 год), и другие. После 1656 года, когда строительство шатровых храмов было запрещено, шатрами стали украшать другие церковные сооружения. Так, например, двума шатра венчают звонницу Спасского монастыря в Ярославле (1630-е годы) и Святые врата (1688 год) Ризоположенского монастыря в Суздале. Сохранившихся примеров шатрового завершения палатных звонниц мы не знаем, хотя, по некоторым версиям, звонницу Спасо-Евфимиева монастыря некогда завешали три шатра.

Надвратный храм во имя Богоявления Господня и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре (1649 год) и Святые врата (1688 год) Ризоположенского монастыря в Суздале

     По своему внешнему облику (высокий нижний ярус, два яруса звона, ассиметричное расположение арок и соединение разновременных объемов в единое целое) звонница Владычного монастыря очень схожа со звонницей Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме. Ее основной массив строили мастера годуновского времени. Работы велись на средства от вклада Дмитрия Ивановича Годунова и завершились в 1603(4?) году. В 1646-1649 годы к существующей звоннице мастера пристроили еще один объем. Его нижние ярусы использовались для хозяйственных нужд, а верхний ярус под шатром был предназначен для 600-пудового колокола Емельяна Данилова (1647 год). Некоторое сходство со звонницей Владычного монастыря имеет и новая звонница Ферапонтова монастыря (конец XVII века) под деревянным шатром, широкими папертями соединенная с храмами Рождества Пресвятой Богородицы (1488-1490 годы) и Благовещения (1530-1534 годы).

Храм св.вмч. Георгия Владычного монастыря. Рисунок А. Мартынова
     В XIX столетии облик звонница существенно изменился. В первой половине века по каким-то причинам два шатра заменили одним. Возможно, это было сделано в 1850-е – 1860-е годы, когда одна из игумений теперь уже женского (с 1806 года) монастыря предприняла значительные работы по обновлению некоторых монастырских строений. Один из исследователей монастыря в 1866 году писал о звоннице: «колокольня сия стенообразная, с боевыми часами; на ней трибун имен вид осьмигранного шатра, в ряд с подобным трибуном над Георгиевской церковью. К сей церкви пристроен с северной стороны придел благоверного царевича Димитрия, вынесенный из соборной церкви» [4]. Такой облик звонница имеет и на рисунке XIX века. Первоначальный вид ей вернули уже в наши дни во время реставрационных работ.

     О колокольном подборе звонницы не сохранилось почти никаких сведений. Известно, что в 1699 году он был совсем не велик: «На той же трапезе колоколница камена, на ней девять колоколов весом 64 пуда, а в ней часы боевые на ходу» [5]. Хороший уровень мастерства колокольного звона существовал в обители и XIX столетии [4]. К сожалению, ни один из колоколов старинного подбора не дошел до нашего времени.
Вид с северо-запада на церковь св.вмч. Георгия и звонницу Введенского Владычного монастыря
Звонница Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме. 1646-1649 годы
     В ХХ столетии Владычный монастырь разделил судьбу многих русских обителей. В 1919 году его закрыли, а сестер выселили. На монастырской территории размещалось военное училище «военлетов». С 1978 год обитель и вовсе стояла бесхозной. Возможно поэтому, несмотря на проведенную в 1970-е годы реставрацию, к 1990-м она имела совершенно разоренный вид [2]. Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1995 году, однако до сих пор восстановление ее архитектуры не закончено.

Примечания >>


1 стр.    2 стр.   Примечания   

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru