вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> утраченные сооружения ->
-> надвратные колокольни храмов военной славы -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

Храм свт. Николая Явленного. 1689 год

     Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал еще один близкий аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика заставляет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель. Косвенным подтверждением этому служит ряд сходных моментов в их истории.

Старинный храм свт. Николая Явленного. Сер. XVII века
     Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно "Афанасьевского полка Чубарова" [7]. Именно поэтому более распространенным названием храма было "Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе" [8]. В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли "монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного" [9] (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов "Богданова полка Пыжова" около 1691 года) [10].

  Также как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, храм свт. Николая Явленного пользовался большим почитанием со стороны царской семьи. Уже в 1630-е годы царица Евдокия Лукьяновна (супруга Михаила Федоровича Романова) весьма почитала чудотворную икону Святителя Николая, прославившуюся чудесами в этом храме. Ее сын - будущий царь Алексей Михайлович тоже заботился об украшении храма [14]. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека (впоследствии это "заметное" положение сыграло роковую роль в истории колокольни).

Колокольня храма свт. Николая Явленного. Сер. XVII века
  Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов [11]). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году "Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году" [12]. Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что "тон этого колокола соответствует ноте соль" [13].

     Благовестный колокол храма свт. Николая Явленного весил около 212 пудов. Его перелили из старого поврежденного колокола весом 164 пуда. Переливку выполнили на заводе московского купца Данилы Тюленева в 1751 году. Новый колокол был украшен литыми изображениями икон и двуглавых орлов под тремя коронами. Историю колокола сообщала литая надпись на нем [12].

     Весь подбор звучал настолько гармонично, что в начале XVIII века Московская духовная декастерия распорядилась "для лучшего соблюдения правил о благовесте… за дальностию соборного благовеста слушать церквам благовест знаменитых церквей". В Пречистенском сороке "знаменитых церквей" было четыре. Одна из них - церковь Святителя Николая Явленного на Арбате [9].

     Итак, оба храма - Рождества Богородицы на Бутырках и Святителя Николая Явленного были связаны с историей стрелецкого войска, возводились на средства стрелецких полков и пользовались почитанием в царской семье династии Романовых. Завершает этот ряд еще одно сооружение, незаслуженно забытое исследователями - шатровая надвратная колокольня церкви Живоначальной Троицы в Зубове, считавшаяся самой высокой из шатровых московских колоколен [10]. Говоря современным языком, ее "адрес" мог бы звучать так: "Кропоткинский переулок, 16". В старину здесь находилась одна из многочисленных стрелецких слобод. Слобода Зубово получила свое название по стоящему здесь с 1642 по 1698 год государеву стрелецкому полку "Ивана приказа Зубова", несущего охрану Чертольских ворот Земляного города. Каменный Троицкий храм известен уже с 1653 года, однако 1849 году на его месте построили новый храм. Отдельно стоящая к северу от храма надвратная шатровая колокольня была возведена около 1696 года [4]. Более осторожно ее датируют 1690-ми годами по аналогии с колокольней храма свт. Николая в Хамовниках [10].

Храм Живоначальной Троицы в Зубово
Храм 1849 год, колокольня - 1696 год

     Действительно, в облике обоих сооружений много общего. Основное сходство - необычное решение восьмерика - он зрительно как бы разделен на два яруса. У обоих колоколен практически одинаково оформлен нижний ярус восьмерика. Кирпичный декор невысокого рельефа дополнен цветными изразцами. Кроме этого, в обоих случаях одинаково украшены "стрельчатые" кокошники над арками яруса звона. Однако можно отметить и некоторое упрощение декора. Если арки звона на колокольне в Хамовниках как бы "составлены" из маленьких "арочек" и напоминают край раковины, то у колокольни храма Животворящей Троицы в Зубово, арки имеют простую, несколько вытянутую форму. Ей вторят окошки-слухи на шатре, расположенные в три ряда и украшенные только скромными треугольными фронтончиками. В целом, несколько более "графичный" характер декора колокольни существенно отличается от "живописного" облика колоколен храмов Рождества Богородицы в Бутырках и свт. Николая Явленного на Арбате и их аналогов.

Колокольня храма Животворящей Троицы в Зубово. 1696 год
     На колокольне церкви Живоначальной Троицы в Зубово был интересный колокол середины XVIII века, отлитый замечательным мастером - Константином Слизовым. Надпись на нем была прочитана исследователями: "1751 году июля в 15 день вылит сей колокол в царствующем граде Москве в славу и честь к церкви Святыя Живоначальныя Троицы и к приделам Покрова Пресвятыя Богородицы и Чюдотворца Николая, что в Зубове, тщанием тоя церкви священника Василия Афанасьева и рачением церквоного старосты купца Василия Алексеева сына Бумажникова и протчих приходских доброхотных боголюбивых дателей, весу в нем 109 пуд, лил сей колокол мастер Константин Михайлов сын Слизов". Колокол не сохранился до нашего времени.

     В заключение стоит отметить следующее. Все три колокольни относятся к типу надвратных шатровых колоколен. Все они были возведены на средства стрелецких полков в 1680-е - 1690-е годы. Этот период вообще отмечен достаточно активной строительной деятельностью в "стрелецкой" среде после победы, одержанной в 1681 году в войне за Киев и украинские земли с турками и крымскими татарами. В последующее за победой десятилетие было построено более 30 церквей на царское и солдатское иждивение [5]. Неудивительно, что именно в этой среде получила окончательное оформление идея сооружения надвратных шатровых колоколен.

     К сожалению, в судьбах всех трех колоколен есть еще одно трагическое сходство. В 1931 году был уничтожен храм свт. Николая Явленного на Арбате. Не удалось спасти и колокольню, которая "мешала" расширению Арбата [15]. В 1933 году Москва лишилась церкви Живоначальной Троицы в Зубово. Территория понадобилась для строительства корпуса издательства "Советской энциклопедии". Сейчас на этом месте жилой дом №31 [16]. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках в эти трагические годы уцелел, но в 1941 году уникальную шатровую колокольню разобрали как "ориентир" во время бомбежек. Другим предлогом был пороховой склад, находившийся в одном из бараков рядом с ней  [6]. Сейчас от уникальной колокольни остался только нижний ярус. Интереснейшая страница в истории московской архитектуры была вырвана. Лишь отчасти этот пробел могут помочь восполнить старинные литографии, рисунки и немногие фотографии.

Примечания >>



1 стр.    2 стр.   Примечания   

Фотогалерея:
    Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках


 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru