вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> утраченные сооружения ->
-> церковь живоначальной троицы и преподобного с... -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


<< Назад

Церковь Сергия Чудотворца. Фото 1930-х годов
Фото с сайта oldmos.ru

     Вернемся к самому храму. По своему облику он относится к московским посадским церквям середины – второй половины XVII века. Церкви этой группы – бесстолпные, перекрытые сомкнутым сводом. Особенную нарядность им придавала «горка» кокошников, украшавших своды. Первоначально они завершались одной главкой, наиболее ранний пример этому – малый собор Донского монастыря (1593 год). В начале XVII века подобные храмы стали охотно возводить представители знати. Здесь можно вспомнить Казанский собор (1636 год), возведенный на пожертвования князя Дмитрия Михайловича Пожарского; церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1665 год) – домовый храм имения Артамона Сергеевича Матвеева; и храм во имя святителя Николая Явленного на Арбате (предположительно, 1630-е годы), строительство которого шло в значительной степени на пожертвования царской семьи и самого государя Алексея Михайловича.

     Во второй половине XVII столетия подобные церкви чаще строили с пятью главками (хотя были и исключения). Хронологически эту группу открывает Троицкий храм в Никитниках (1631-1634 годы; 1653 год). В более поздние года их известно огромное количество: храмы великомученика Георгия, что в Яндове (1653 год), святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1667-1669 годы), святителя Николая на Берсеневке (1656 год) и т.п. В конце столетия подобные церкви украшают необыкновенно пышно, даже вычурно. Своего апогея разнообразие декоративных деталей достигает в убранстве храмов святителя Николая в Пыжах (1672 год) и Святой Троицы в Останкино (1677-1692 годы).

Оформление оконного проема
церкви Сергия в Пушкарях
Фото с сайта oldmos.ru
  Пятиглавым был и храм Святой Троицы в Пушкарях (1653-1689 годы). Несмотря на долгий период строительства и принадлежность ко времени наибольшей пышности в архитектуре, по своему оформлению он далек от безудержного украшательства, обычного для зодчества конца столетия. Его окна (они расположены по три на северной и южной стенах) обрамляли точеные «балясины» из лекального кирпича, характерные для московского зодчества той эпохи. Их венчали декоративные «кокошники» с подчеркнуто заостренным верхним концом. По своему рисунку они очень близки (фотография из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева 1924 года) декору храма святителя Николая в Пыжах (1672 год) и Святой Троицы в Останкино (1677-1692 годы). Резьба балясин также весьма напоминала наличники окон храмов святителя Николая в Столбах (1669 год, зодчий – Иван Кузнецов) и святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1667-1669 годы, зодчий – Иван Кузнецов). Особенно следует отметить сходство с декором последнего из них. Углы церкви Святой Троицы скрывали «пучки» колонок (как и у всех перечисленных выше храмов).

     Несколько необычно был решен карниз, отделяющий основной объем от сводов. Он состоял из двух фризов. Нижний – ряд небольших ширинок, верхний – в виде «бегунка», что совершенно не характерно для московских храмов того времени. Аналогов такому решению найти пока не удалось. Своды оформлены довольно традиционно для этой группы храмов – два ряда расположенных «в перебежку» кокошников перекликались с кокошниками в основании всех пяти глав. Барабаны, согласно архитектурным вкусам второй половины XVII века, украшали столбики из резного кирпича, соединенные небольшими арочками.

     С западной стороны к Троицкой церкви примыкала шатровая колокольня, соединенная с ней трапезной. Ее архитектура, так же как и архитектура храма была «оригинальна и красива» [9]. Если судить по фотографии Н.А. Найденова 1881 года, колокольня была трехъярусной. Ярус звона с восемью арками-проемами отделялся от высокого четверика только небольшим поясом ширинок. Четверик зрительно делился на две части: в нижней находился вход в храм, украшенной аркой с висячей гирькой, верхняя (несколько меньшего объема) использовалась для хозяйственных нужд. Ее украшали только фигурные наличники маленьких окон и колонки на углах, перекликавшиеся с убранством самого храма. Столбики между проемами представляли собой строенные колонки, соединенные арками под кокошниками. Подобная конструкция была вполне обычной.

Колокольня церкви
Сергия в Пушкарях
Колокольня церкви
Адриана и Наталии

     Несколько необычен венчающий колокольню шатер. Он довольно высок, но не производил впечатления тяжеловесности, скорее, его можно назвать ажурным благодаря большому числу окошек-слухов. Они располагались в четыре ряда и завершались фронтончиками высокого рельефа. Такое количество слухов на шатрах среди московских колоколен имели только несколько. Две из них относились к храмам святителя Николая Явленного на Арбате (1689 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1684 год). В обоих случаях колокольни были надвратными и имели гораздо более пышное убранство. Еще одна деталь – сдвоенные слухи нижнего ряда на их шатрах. Четыре ряда одинарных окошек на гранях шатра имела еще одна колокольня в Москве – храма свв. Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1686-1688 годы). Можно сказать, что по своим архитектурным особенностям колокольня церкви Святой Троицы, что в Пушкарях соответствовала аналогичным сооружениям конца столетия, отличаясь от них только скромностью своего облика.

     О колокольном подборе храма Живоначальной Троицы сохранились довольно скупые сведения. О первых подборах мы ничего не знаем. Сведения сохранились только о колоколах 1766 и 1786 годов [10]. Об их числе в подборе известно лишь, что вместе с колоколами храма Спаса Преображения в Пушкарях оно равнялось восемнадцати (большинство из них перелили в 1830 году). До 1880-х годов благовестником считался колокол 1766 года, весивший 160 пудов. В 1883 году его сменил 320-пудовый колокол, отлитый на заводе П.Н. Финляндского. Предыдущий благовестник стал полиелейным.

Фрагмент орнамента в виде сил небесных
на колоколе 1766 года из церкви Сергия в Пушкарях
Мастер Семен Можжухин

     Надпись на сохранившемся колоколе церкви Сергия в Пушкарях содержит имена его жертвователей: «1766 году генваря 12 дня вылит сей колокол к церкви Живоначалныя Троицы и Преподобнаго отца Сергия что в Пушкарях рачением тоя церкви священника Алексея Стефанова а вкладом покойнаго прихожанина Петра Яковлева живописца и прочих приходских людей. Весу 160 пуд. Лил мастер Семен Гаврилов сын Можжухин».

Имя мастера на колоколе 1766 года из церкви Сергия в Пушкарях

     Надпись, литая красивым шрифтом, расположена на плече и валу колокола. Начало ее обозначено литым изображением Распятия с предстоящими.

     Над надписью проходит фриз из литых фигур шестикрылых серафимов, а внизу – пояс арабесок в виде опрокинутых ваз с изогнутыми побегами по сторонам и гроздьями винограда внизу. Между ними видны небольшие крылатые фигурки. На полях колокола помещены изображения четырех икон: Живоначальной Троицы, Казанской иконы Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца в фигурных картушах.

Фрагмент орнамента в виде арабесок на колоколе 1766 года
из церкви Сергия в Пушкарях. Мастер Семен Можжухин

     В XIX веке храм Святой Троицы в Пушкарях подвергся (как и многие другие церкви) не очень умелым «поновлениям». В 1837 году к нему с левой стороны пристроили придел во имя святителя Митрофания Воронежского (освящен 24 ноября 1840 года), а 4 декабря 1839 года заново освятили перестроенный придел во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезную [2,3]. Примерно в эти же годы соорудили плоское четырехскатное перекрытие, которое совершенно закрыло нарядную «горку» кокошников и декор из фигурного кирпича под ней [3]. Этот несколько «безликий» облик запечатлен на фотографии 1881 года.

     Однако, уже к 1901 году храму вернули первоначальный облик. В 1898-1901 годы его тщательно отреставрировали. Работы шли под пристальным наблюдением специалистов из комиссии по сохранению древних памятников при Императорском московском Архитектурном обществе. Большую роль в научном подходе к реставрации храма сыграл известный московский архитектор, один из основателей русской реставрационной школы – Иван Павлович Машков, неизменно отстаивавший «принцип необходимости следовать первоначальным формам, устраняя при этом последующие наслоения» [13]. В ходе восстановительных работ сняли позднюю штукатурку, ликвидировали «заделки» между кокошниками, восстановили кровлю, кресты и закомары. Кроме того, были воссозданы утраченные наличники на стенах храма и колокольни. "На фотографиях в исследованиях 1904 и 1911 годов церковь запечатлена уже после реставрации [3,11]. К сожалению, своей возрожденной красотой она радовала прихожан недолго.

Церковь Сергия Чудотворца в Пушкарях
Фото из книги Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911

     В послереволюционные годы она разделила участь многих русских церквей. В 1935 году ее снесли. Первоначально предполагалось построить здесь клуб, но затем ограничились типовым школьным зданием (школа №6). С 1980 года эти помещения передали Управлению Московского метрополитена. Почти все колокола подбора церкви Святой Троицы были уничтожены. Лишь один из них – благовестник 1766 года удалось спасти. В книге поступлений Исторического музея значится, что в 1923 году его передали в Новодевичий монастырь [6]. Дата эта сомнительна, так как на фотографиях 1935 года на балках колокольни отчетливо виден большой колокол, украшенный фризом из литых фигур шестикрылых серафимов [12]. Это мог быть колокол 1766 года, т.к. в его декоре использованы литые фигуры серафимов, или 1786 года, но о его облике мы пока не располагаем данными. Судя по дате, он мог быть отлит на заводе Никифора Калинина. О судьбе этого колокола пока ничего неизвестно. Вполне возможно, что он оставался на колокольне и после 1923 года. Колокол же 1766 года в 1991 году перевезли на колокольню собора Покрова на Рву, что на Красной площади, где он и поныне остается благовестником [8].

_______________________
[1] Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание церкви во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, что в Пушкарях, в Москве, и ее прихода. М, 1895
[2] Бранденбург Н.Е. Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея. Спб., 1877. Ч.1: XV-XVII ст.
[3] Виноградов В.П. Церковь Святой Троицы, что в Пушкарях, в Москве. М., 1904
[4] Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы, по определению Городской Думы собранные и изданные руководством и трудами Ивана Забелина. М., 1884. Ч. 1. Стб. 623
[5] Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы, по определению Городской Думы собранные и изданные руководством и трудами Ивана Забелина. М., 1891. Ч. 2. Стб. 193 (№ 161); 346, 348 (Писцовая книга 1679 года - № 274); 871 (Раздел «Акты»: Доношение № 200)
[6] Колокола Покровского собора: Прошлое и настоящее / Сост. А.Ф. Бондаренко. М., 2002. С.: 50-55
[7] Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1793. Ч. IV. С.27
[8] Афанасьев В.И. Документальные материалы XVII века о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот» // Проблемы источниковедческого изучения рукописей и старопечатных фондов. Л., 1979. С.: 158
[9] Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1999 (репр. с изд. 1893 года). С.: 428
[10] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М., 2003. Т.2. С.: 529-531 (цит. по: Александровский М.И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 с доп. 1942 г ГИМ, отд. ИЗО, фонд архитектурной графики)
[11] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2. С.: 130, 135
[12] Фототека ГНИМА им. А.В. Щусева:
    Фото № 597. 1935 год. Ярус звона и шатер колокольни церкви святого Сергия в Пушкарях: вид изнутри – крупным планом показаны балки и большой колокол (коллекция V. Ящик 9.7)
    Фото № 593. 1935 год. Вид шатра изнутри – хорошо видно расположение бревен-балок (коллекция V. Ящик 9.7)
[13] Протокол заседания комиссии по сохранению древних памятников № 195 от 31 марта 1899 года. Пункт 7 // Древности. Труды императорского археологического общества. М., 1901. Т. XIX. Вып.1. С.: 8
[14] Бондаренко А.Ф. Колокола династии Моториных конца XVII века в собрании Покровского собора. С.: 185 - 192 // Историческому музею – 125 лет (Труды Государственного Исторического музея; вып. 100). М., 1998. С.: 186


1 стр.    2 стр.   

автор материала - Ольга Азарова
оформление - Юлия Москвичева

07.07.2012 года

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru