вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> спирина л. м. о колоколах троице-сергиева мон... -> приложение

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Приложение

[1] Архив Загорского историко-художественного музея-заповедника, (ЗИХМЗ), д. 175. л. 6.

[2] Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909, с. 222-226; Арсений, иер. О царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1880, с. 43-47; Леонид, архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры с прибавлением из книги лаврских надписей, составленной иер. Гедеоном. СПб., 1881, с. 35, 36, 82.

[3] Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г.- Загорский музей, рук., № 289; лл. 269 об., 270.

[4] Звонница, упоминаемая в описи 1641 г., не сохранилась. Она была построена в конце XVI в. и находилась между Троицким собором и Духовской церковью, непосредственно примыкая к последней. Вздорнов Г. П. Несохранившиеся архитектурные памятники Троице-Сергиевой лавры XVI-XVII вв.- Загорский музей, рук., № 283 Н. А.; он же. Постройки псковской артели зодчих в Москве.- Древ нерусское искусство, художественная культура Пскова. М.. 1968, с. 100. См. также: Голубинский Е. Указ, соч., с. 224-225.

[5] Надвратная Сергиевская церковь 1512-1513 гг. также не сохранилась. Она являлась предшественницей современной Предтеченской церкви 1693-1699 гг. О церкви см.: Голубинский Е. Указ, соч., с. 107, 219.

[6] Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г., л. 266.

[7] Там же, л. 269.

[8] Названия колоколов соответствовали их назначению или происхождению. Например, звон благовестных колоколов "благовест" служил обычно призывом к богослужению; полиелейных - когда служба по уставу положена с полиелеем; один из благовестных с длинным языком назван "Слобоцким" (возможно, здесь отражена связь с Александровской слободой); благовестный "Чудотворцев", пли так называемый "Никоновский", быть может, представляет собой вклад игумена Никона. Один из колоколов на Духовской церкви сохранился с очапом; колокол "расшибен" - поврежденный, перелитый позднее на новый. "Застольный" был связан с монастырской трапезой. Во "Всполошный" звонили в тревожные времена: звон в этот колокол во время подступа поляков к Троице-Сергиеву монастырю упоминается в "Сказании") Авраампя Палицына: "Стражие же увидевше с церкви заводных людей во вратах стоящих, начяшя бити в осадный колокол". См.: Сказание Авраамия Палицына. Л., 1955, с. 157.

[9] Оловянишников Н. II. История колоколов и колокололитейное дело на заводе "Товарищества П. II. Оловянишникова С-вья". Ярославль. 1906, с. 22.

[10] Известно, что во времена игуменства Сергия Радонежского (XIV в.) в монастыре употребляли только било. В лицевом "Житии Сергия", литогравированпом в 1853 г.. находится изображение монаха, ударяющего в ручное било, с надписью внизу: "Возвестиша же святому, блаженный же повеле в било ударити". См.: Казанский П. С. О призыве к богослужению в восточной церкви.- Труды первого археологического съезда в Москве, т. I. M., 1871, с. 306. Однако било употребляли и в XVI в. ("клеплют в било"). См.: Леонид, арх. Троицкие столовые обиходники XV-XVI вв.- Горский А. В. Историческое описание свято-Троицкие Сергиевы лавры с приложением архимандрита Леонида, ч. II. М., 1890, с. 22-24.

[11] Голубинский Е. Указ, соч., с. 202; см. также: Арсений, иер. Указ, соч., с. 47; Леонид, арх. Надписи, с. 82, № 343.

[12] Белоброва О. А. Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, т. XXVI. Л., 1971. с. 302-311.

[13] Там же. с. 306. Как выяснила О. А. Белоброва, учитывая древность колокола, его по приказу Петра I вернули с пушечного двора, но не в Троице-Сергиев монастырь, а в Троицкий Богоявленский, который находился на Троицком подворье в Московском Кремле. Позднее он от пожара повредился и был перелит в колокол 1708 г. по прозвищу "Баран".

[14] О развитии в монастыре ремесел в начале XV в. см.: Николае ва Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. с. 244- 245.

[15] Леонид арх. Троицкие столовые обиходники..., с. 11-35.

[16] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г.-ЗИХМЗ, рук., № 288, л. 802.

[17] Вкладная книга 1673 г., л. 744.

[18] См.: Леонид, арх. Надписи..., с. 82, № 346; Арсений, иер. Указ, соч., с. 43-47.

[19] Вкладная книга 1673 г., л. 455 об

[20] Там же, лл. 55 об., 56,

[21] Причина изменения надписи на колоколе нами не установлена. Из документов Учрежденного собора, цитированных иер. Арсением, следует, "что понеже с того колокола в прошлом 1744 году надпись имени вкладчика сбита, к тому же оной колокол и голосом весьма глух". Далее следует, что этот колокол предлагали перелить на новый "Царь-колокол", но императрица соизволила "с того колокола имеющиеся слова сбить, и благовестить в него попрежнему...". Нам кажется, что здесь имелось в виду вторичное удаление надписи. По мнению митрополита Платона, надпись впервые сбили во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими захватчиками, когда Борису Годунову предписывали все несчастья. См.: Арсений, иер. Указ, соч., с. 17, 18. Нам кажется, что это более вероятно, так как в описи монастыря 1701 г. о нем сказано: "...колокол воскресной вкладной царя Борисовской без надписи" (см.: ЦГАДА, ф. 237, оп. 1, д. 27, лл. 359, 359 об.). См. также: Опись Троице-Сергиева монастыря 1735 г.- ЗИХМЗ. рук., № 46, лл. 274 об., 275. Интересно также отметить, что колокол 1594 г. в поздних описях XVIII-XX вв. называется "Лебедем", а большой - "Годунов" или "Цареборисов".

[22] Арсений, иер. Указ, соч., с. 46; Леонид, арх. Надписи..., с. 35.

[23] Пискаревский летописец.- Материалы по истории СССР, ч. II. М., 1955, с. 103.

[24] Арсений, иер. Указ, соч., с. 44-45.

[25] Краткий летописец Свято-троицкия Сергиевы лавры. Горский А. В. Указ, соч.; см. также: Голубинский Е. Указ. соч.. с. 226.

[26] Голубинский Е. Указ, соч., с. 226.

[27] Речь идет, по-видимому, о несохранившейся трапезной 1469 г.

[28] Вкладная книга 1673 г., л. 1058 об.

[29] Там же. л. 942 об.

[30] Арсений, иер. Указ. соч.. с. 46. Гедеон, иер. Прибавление из книги..., с. 82. Сведения о троицком мастере Игнатии в монастырских документах нами не обнаружены.

[31] Гедеон, иер. Указ, соч., с. 82.

[32] ЦГАДА, ф. 1204, оп. 1, ч. 1, 1796. д. 1993. Арсением внесена поправ ка в дату: не 7151 [1643], а 7181 [1673] г., так как "поименованные на нем власти были в лавре в 1667-1674 гг. См.: Арсений, иер. Указ, соч., с. 46. По-видимому, были неправильно прочтены буквы с цифирью: Н[40] и Щ80].

[33] Они значились также в числе колоколов именуемых как "четыре брата". См.: Гедеон, иер. Указ. соч.. с. 82. Колокола 1649 н 1665 гг. именовались зазвонными и весили около 60 пудов.

[34] Опись 1641 г., л. 616. Здесь также уместно заметить, что литье колоколов в монастыре имело более древние традиции. Например, среди троицких мастеров, умерших в конце XV - первой четверти XVI в., известно имя мастера Никифора - "колокольника ноугородць". См.: Николаева Т. В. Указ, соч., с. 247.

[35] Арсений, иер. Указ, соч., с. 44.

[36] См.: Белоброва О. А. Указ, соч., с. 303.

[37] ЦГАДА, ф. 237, оп. 1, д. 27, лл. 359, 359 об. Необходимо заметить, что опись монастыря 1701 г. интересна для датировки не сохранившегося петровского указа.

[38] С точки зрения реальных событий, связанных с выполнением петровского указа, большой интерес представляет выявленный О. А. Белобровой рассказ о "чуде" с колоколами Тронце-Сергиева монастыря 1701 г.

[39] Вкладная книга 1639 г.- ЗИХМЗ, рук., № 5559, л. 53.

[40] Опись 1735 г., лл. 274 об., 275.

[41] В этой связи можно упомянуть немало легенд, связанных с пребыванием Петра I в Троице-Сергиевом монастыре (см.: Белоброва О. А. Указ, соч., с. 309).

[42] Надпись на колоколе опубликована пер. Арсением с ссылкой на дела Учрежденного собора лавры. См.: Арсений, иер. Указ. соч.. с. 7.

[43] См.: Арсений, иер. Указ, соч., с. 4.

[44] В связи с тем, что большая часть документов по истории создания "Царь-колокола" сгорела во время пожара в 1746 г., то в данном случае надпись на колоколе, зафиксированная иер. Арсением, является ценным источником. См.: Арсений, иер. Указ, соч., с. 43.

[45] Попутно заметим, что "колокольный завод с литейной ямой, амбарами для материалов и инструментов и изба для мастеров был устроен в Сергиевом посаде близ приходской Воскресенской церкви, саженях во сто от северо-восточной башни лавры". См.: Арсений, иер. Указ. соч.. с. 6.

[46] Описи Троице-Сергиева монастыря 1756 г.- ЗИХМЗ, рук.. Л" 47,л. 570; 1789 г., № 50. л. 934; 1842 г.. № 40, лл. 171 об., 172; 1859 г., № 2, л. 373; 1908 г., № 870, лл. 343-347 об.

[47] По данным описи 1756 г., всех колоколов числилось 27, из них больших -5, средних и мелких - 14. при церкви Соловецких чудотворцев - 4, при соборных церквях малых ясачных - 4. По данным описи 1789 г.- 38 колоколов, из них 5 больших, 23 - средних и мелких, 4 - колокола при церкви Соловецких чудотворцев и 6 ясачных при соборных церквях.

[48] ЦГАДА, ф. 1204, оп. 1, д. 784. лл. 1-6.

[49] Там же, д. 866, лл. 2-4.

[50] Арсений, иер. Указ, соч., с. 45. Им же была опубликована надпись на этом колоколе.

[51] ЦГАДА, ф. 1204, оп. 1. д. 1993, лл. 1-5.

[52] Арсений, иер. Указ, соч., с. 46.

[53] ЦГАДА, ф. 1204, оп. 1, д. 1993, л. 6.

[54] Там же, д. 2264.

[55] Там же, д. 988, л. 25.

[56] Там же, д. 988, л. 25.

[57] Там же, д. 3310.

[58] Опись 1842 г., лл. 171 об.- 172.

[59] По данным описи 1842 г. (лл. 171 об., 172) в монастыре числилось: на колокольне - 5 больших и 30 средних, мелких и зазвонных; при церкви Зосимы и Савватия Соловецких - 5, при Троицком соборе - 2, при Успенском - 3 или 4, при Трапезной церкви - 4 или 5, при Духовской - 4 или 5. По данным описи 1859 г. (л. 373),- 63 колокола; из них на колокольне 6 больших. 50 средних и малых и 11 колоколов (ясачных) при других церквях.

[60] Подобные материалы могут представлять интерес для изучения колокольного звона. Нам кажется уместно привести сохранившиеся прозвища колоколов: "Годунов" пли "Цареборисов", "Лебедь", "Корноухий", "Переспор", "Голодай","Вожак", "Скоморох", "Беспутный", а также групповые - "четыре брата", "три рожка", "зазвончики" и "кимвалы". См.: Шик М. Колокольня и колокола.- Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. 1919, с. 150.

[61] Опись 1908 г., лл. 343-347 об.

[62] Все сохранившиеся колокола на колокольне были переданы патриархии по приказу Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР, № 1174, от 2 октября 1948 г.; по документам их числилось 12, однако в настоящее время на колокольне находится 16 колоколов (три подвешены рядом с часовым, один висит над часами) ; в документах передачи они не отмечены.

[63] Это два медных колокола-ясака без орнамента и надписей, и, изготовленные в XIX в., три медных колокольчика, представляющие собой модели московского "Царя-колокола" (ЗИХМЗ, инв. №№ 5438, 2023, 1762, 1761).

[64] ЗИХМЗ, инв. № 5443.

[65] Датированная надпись на колоколе расширяет границы уже известных науке хронологических групп. См.: Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - первой четверти XVI в.-Свод археологических источников, вып. EI-49, с. 9, 10.

[66] ЗИХМЗ, инв. № 5442.

[67] ЗИХМЗ, инв. № 5445.

[68] ЗИХМЗ, инв. № 5446.

[69] ЗИХМЗ, инв. № 5447.

Вернуться к тексту статьи

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru