вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> кавельмахер в. в. большие благовестники москв... -> приложение

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Примечания

[1] ПСРЛ. Т. XXV. С. 326; Т. XXIV. С. 236; Экспликация к Мейербергову плану Москвы (в кн. Памятники архитектуры Москвы. М., 1982. С. 79).

[2] ПСРЛ. Т. IX. С. 201.

[3] После того, как эта статья была написана, нам довелось познакомиться в архиве ГММК с фотографиями Соборной площади Кремля, выполненными в 1913 г.в связи с проводившимися на ней земляными работами. Работы были предприняты "Комиссией по ремонту и реставрации Большого Успенского собора" с целью понижения уровня прилегавшей к собору территории. В процессе раскопок почти в центре площади, между Грановитой палатой и Иваном Великим, были обнаружены фундаменты неизвестного белокаменного храма, судя по характер укладки, XIV в. Поскольку Соборная площадь в ее классическом виде сформировалась в 1505-1508 гг. в результате разборки и перенесения на новое место Ивана Лествичника 1329 г. и в связи с перестройкой Архангельского собора, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что видимый на фото храм был разобран в те годы, что это и есть, т. о., Иван Лествичник Калиты - вторая каменная церковь Москвы. Судя по раскопанным остаткам, это был средних размеров октагон со стороной 3,6 м и с внутренним контуром плана в форме т. н. "вписанного креста с апсидой". Такая конфигурация имеет многочисленные аналоги среди памятников средневековой архитектуры Византии и провинций, однако подколоколенные сооружения среди них - редкость. О том, что в 1913 г. была раскопана именно церковь "под колоколы", а не другой какой-либо храм, свидетельствует, с нашей т. зр., тот несомненный факт, что именно на этом освященном традицией месте в течение почти ста лет, с 1533 по 1621 г., ставился "Большой благовестник" (см. настоящую статью). Т. о., наш осторожный экскурс в генезис формы Ивана Великого получил неожиданное подтверждение: знаменитый московский октагон появился не на пустом месте. За знакомство с уникальным музейным фотоматериалом приношу свою искреннюю благодарность сотрудницам ГММК А. В. Петуховой и Т. А. Тутовой.

[4] ПСРЛ. Т. X. С. 217. Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л. 1956.С. 367, 368.

[5] БАН. Остермановский т. I. Л. 456 об. Рис. 804 (на миниатюре изображено литье пяти московских колоколов).

[6] ПСРЛ. Т. III. С. 81, 125.

[7] Там же. Т. XVIII. С. 281; Т. IX. С. 190.

[8] Там же. Т. IX. С. 211 (о тверском колоколе); Т. XII. С. 281 (о вечевом псковском колоколе); Т. VI. С. 22; Т. XXVIII. С. 345 (о новгородском вечевом колоколе); Т. XXVIII. С. 312; Т. XV. С. 497; Т. XXXI. С. 114; Т. VI. С. 19;Т. XII. С. 285 (о вельядских колоколах); Т. XXX. С. 146 (о смоленском королевском колоколе) и т. д.

[9] В скобках после названия каждого колокола приводится указанная в надписи на нем дата его последней переливки.

[10] Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1819. Т. 6. С. 168.Примеч.

[11] Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. 1985. С. 64, 65.

[12] За содействие в осмотре Ивана Великого и за помощь в исследовании памятника благодарю сотрудника ГММК архитектора И. Ф. Силина.

[13] ЧОИДР. 1863. Ч. 1-4. Сведения о путешествии принца Иоанна Датского вРоссию, 1602 г.

[14] ПСРЛ. Т. XXX. С. 146.

[15] В литературе колокол "Медведь" принято датировать 1501 г. Это результат ошибочного чтения. До переливки 1775 г. на колоколе была проставлена дата "Л*та 306", что означает 7079 г. (т. е. 1570-1571 гг.) ЩГАДА. Ф. 18. Ед. хр. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 8 об., 13). При снятии надписи перед уничтожением колокола приказные прочли ее как "7009", т. е. тысячи и сотни считали от Сотворения мира, а десятки и единицы - от Рождества Христова. Об Иване Афанасьеве и отливке им колокола в Александровской слободе сообщает также Новгородская летопись, правда под 1572 г.

[16] ПСРЛ. Т. XXIV. С. 315.

[17] Там же. Т. VIII. С. 284; Т. VIII. С. 72; Т. XX. С. 418; Т. XXVI. С. 315;323; Т. XXVII. С. 161.

[18] Ведомость о колоколах... 1749 г.

[19] Там же. Л. 5, 13 об.

[20] Там же. Л. 8 об.

[21] Испорченное слово "обракер" не поддается расшифровке. Напрашивается "делал" или "сделал". Однако это чтение отвергается Д. А. Дрбоглавом.

[22] Мы попробовали для опыта прочесть надписи трех больших колоколов валового яруса Ивана Великого и свидетельствуем, что без специальных выпускных лесов прочесть можно не более половины текста.

[23] В данной статье достаточно примеров ошибок, допущенных самими литейщиками при установлении истинного веса самых знаменитых московских колоколов. Чаще всего ошибались, как мы убеждаемся, на вес угара.

[24] ПСРЛ. Т. XIII. С. 72; Т. XII. С. 161; Т. XX. С. 418.

[25] Там же. Т. XII. С. 72.

[26] Там же. Т. XXIX. С. 51.

[27] Там же. Т. XXXIV. С. 185.

[28] Там же. Т. XIII. С. 161.

[29] Там же. XXXIV. С. 232.

[30] Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца-опричника. М., 1925.С. 104.

[31] Там же. С. 106.

[32] Рубцов. Ч. I. Приложение: "Списки русских литейщиков XV-XVII вв." В них читатель найдет впечатляющий перечень произведений русских и иностранных литейщиков на русской службе, говорящий сам за себя.

[33] Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским.М., 1896. Вып. 3. С. 101.

[34] Наш анализ этого источника стал возможным благодаря знакомству с каталогом"Памятники архитектуры Москвы" (М., 1982), где собран и проаннотирован весь относящийся к древней Москве картографический материал (С. 44-46, 50-59,65, 74-79).

[35] Указ патриарха Иоакима сохранился в ключарской записи в одном из соборных чиновников (ГИМ. ОР, Успенское собрание. Ед. хр. 89. Л. 303). Впервые издан в ДРВ Н. Новиковым (2-е изд. М., 1789. Ч. XI. С. 254).

[36] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 41, 41 об., статья "О большом колоколе". Правоту Гамеля подтверждает анализ деятельности Андрея Чохова, сделанный Н. Н. Рубцовым. С. 261, 262, § 489.

[37] Ведомость о колоколах... 1749 г. Л. 4.

[38] Петр Петрей (1608 г.). ЧОИДР. 1863. Древнейшие путешествия иностранцев по России. Кн. 1-4. С. 158; Олеарий Адам. Описание путешествия в Москву и через Москву в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 158; и др.

[39] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 77.

[40] ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 202.

[41] Там же. С. 239.

[42] Ведомость о колоколах... 1749 г. Л. 4 об., 23.

[43] ЛОИИ. Ф. 175. Гамеля. Оп. 1. Ед. хр. 43, 240, 241.

[44] Левшин А. Г., прот. Историческое описание первопрестольного в России храма Московского Большого Успенского собора. М., 1782. С. 244.

[45] Ведомость о колоколах... 1749 г. Л. 4 об.

[46] Там же. Л. 8.

[47] Кроме диаметра нам известен вес языка колокола Реута - 40 пудов 40 фунтов(ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Ед. хр. 14. Л. 18). Согласно таблице Оловянишникова, язык подобного веса требуется к колоколу в 1300 пуд.

[48] "Сказание действенных чинов... святые апостольские церкви" - самый ранний из дошедших до нас богослужебных уставов - чиновников Успенского собора."Сказание" различает четыре основных вида благовеста и называет три благовестных колокола к ним. Виды благовеста: "праздничный", "предпраздничный","будничный" и "благовест" к крестным ходам и молебнам. "Праздничный"благовест устраивался в дни великих Господских и Богородичных праздников и в дни тезоименитств или погребения членов царской семьи. "Предпраздничный" - накануне больших праздников и в дни памятей "новым" русским чудотворцам итак называемым средним святым. "Будничный" - в дни памятей рядовым святым, т. е. повседневно. "Благовест" к крестным ходам и молебнам устраивался во время церковных процессий, перед походом войска, в дни богомольных походов царя и т. д. В великие праздники, согласно "Сказанию", благовестили в "Большой колокол", в предпразднества и в дни памятей средним святым (а значит, и в воскресенья) - в "Реут", в рядовые дни - в "Лебедь". К молебнам и крестным ходам "поднимали" поочередно валовые колокола на Иване Великом. Этот благовест назывался у соборян "валовым перебором". Никаких других благовестных колоколов "Сказание" не называет. Их не было. Все службы расписаны только между этими тремя колоколами. "Большой колокол" - это годуновский "Царев колокол" (он же Успенский), "Лебедь" - это колокол Ивана III в переливке 1532 г. С валовым благовестом все как будто ясно. Что же касается "Реута", то здесь не так просто. Знакомство с рукописью "Сказания" (ГИМ ОР. Син. 910) показывает, что в тексте слов "Реут" вписано рукой редактора по вытертым или по заклеенным местам. Исследователи уже заглядывали под многие из этих заклеек. Под ними стоят слова: "в новый большой", что означает: звонить в новый большой колокол. В данном случае это, вероятно, только что слитый "Реут". Однако до "Реута" эту роль играл какой-то другой колокол. Какой - мы давно догадываемся: тот, что изображен на плане Кремленаград на плече церкви Рождества Христова, тот, что должен был быть отставлен от праздничных служб еще в 1550 г., или его заместитель. Таким образом, "Сказание", хотя и не свидетельствует прямо, что "Реут" - это перелитый колокол Василия III, все же в какой-то мере подводит нас к этому выводу.

[49] Описание актов собр. графа А. С. Уварова. М., 1909. № 185. Память о слитии колокола к соборной церкви Успения Пресвятые Богородицы весом в 700 пуд от26 марта 1641 г.; ЦГАДА. Ф. 137. Ед. хр. 16а, Пушкарского приказа опись. Л. 903,903 об. Семь росписей мастера Христофора Галовея о подъеме Воскресенского колокола 1642-1644 гг.; ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 6, 7 об., 8, 8 об., 9,16, 17; Ед. хр. 315, 51, 49, 46, 44, 50. Основной корпус документов, относящихся к переливке в 1651 г. "Воскресенского" колокола (из собрания Гамеля),опубликован Н. Н. Рубцовым (Рубцов. С. 104-105). Несмотря на их недвусмысленное содержание, документы эти (не иначе как по недоразумению) были отнесены ученым к делу о литье "Царь-колокола" 1652-1655 гг. (чем оказались недопустимо раздвинуты хронологические рамки последнего: ведь раньше5 июля 1652 г.- дата указа о вылитии к соборной Успенской церкви колокола в 8000 пуд - никакие переговоры с мастерами начаться не могли!). Следом за Н. Н. Рубцовым ошибку эту повторили и другие. В этом недоразумении повинен сам Гамель: все относящиеся к двум разным литьям хронологически близкие материалы были (в подлинниках) переплетены им в один том под условным общим названием "О большом колоколе" (ЛОИИ. Ф. 175. Ед. хр. 27). Составляющие основу более раннего - 1651 г.- дела столбцы (содержащие тяжбу мастеров за право переливать большой "Воскресенский" колокол) оказались вшитыми в этот том самыми первыми.

[50] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 17; о деревянном амбаре см.: Там же. Л. 21; о каменном амбаре: Там же. Оп. 1. Ед. хр. 156. Л. 1.

[51] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Ед. хр. 315. Л. 1; Ед. хр. 49. Л. 1.

[52] Арсеньев Ю. В. Описание Москвы и Московского государства (по неизданному списку Космографии конца XVII в.). М., 1911. С. 9. Издатель датирует список с ошибкою в полстолетие.

[53] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 1.

[54] Алеппский Павел. Указ. соч. С. 109.

[55] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Ед. хр. 49. Л. 1.

[56] ДРВ. 2-е изд. М., 1789. Ч. XI. С. 254.

[57] Ведомость о колоколах... 1749 г. Л. 4 об.

[58] Там же. Л. 8 об.

[59] ГИМ ОР. Успенское собр. Ед. хр. 89. Л. 57, 301.

[60] ГИМ ОР. Син. 696. Л. 17 об.

[61] Там же. Оп. 1. Ед. хр. 240, 241.

[62] Там же. Оп. 3. Ед. хр. 27. Л. 403, 403 об.

[63] Арсеньев Ю. В. Указ. соч. С. 8.

Большие благовестники Ивановских колоколен в XVI - нач. XIX вв.

I - праздничный, II - воскресный, III - полиелейный, IV - будничный, V - великопостный колокола, 0 - отливка колокола, 1, 2 и т. д.- первая, вторая и последующие переливки, X - гибель, зафиксированная источниками.

Исторически первый "Большой благовестный" колокол Московского кремля, отлитый в 1503 г. и получивший за свой характерный звук прозвище "Лебедь", был впоследствии воскресным, будничным, великопостным, в 1704 г. стал валовым и в 1775 г. был перелит с весом 420 пудов.

Следующий "Большой Благовестный" колокол, отлитый в 1533 г., предположительно переливался позже 1571 г. и звался "Царицыным". После переливки 1622 г. он получил прозвание "Реут". На схеме его вес приведен таким, как утверждается в статье: 1200 пудов. Есть основания предполагать, что колокол, отлитый в 1550 г., уже именовался в народе "Царь-колоколом". Перелитый в 1600 г. при Борисе Годунове мастером А. Чоховым, он отныне звался "Годуновским", затем переливался еще трижды и дошел до наших дней под именем "Большого Успенского;", издавна встречающимся в официальных документах.

Это звание в XVII-XVIII вв. он уступил колоколу, отлитому в 1654 г. и более известному как "Царь-колокол". После того, как оба колокола погибли во время пожара 1701 г., колокол А. Чохова был тотчас перелит с пополнением (3233 вместо 2450 пудов) и, по всей вероятности, служил как праздничным, так и воскресным.

Великопостный колокол, изготовленный в 1704 г., обязан своему весу (700 пудов) прозвищем "Семисотенный".

Воскресный колокол, отлитый в 1641 г., после переливки 1652 г. в народе назывался "Патриаршим", а в документах - "Вседневным", то есть был переведен на положение будничного. Он был уничтожен в 30-е годы нашего века. Кроме него, все упоминавшиеся выше колокола сохранились поныне: "Царь-колокол" - на гранитном постаменте, остальные - на Ивановских колокольнях Московского кремля.

Мастер, отливший колокола 1532 и 1533 г. звался Николаем.

Вернуться к тексту статьи

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru