вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> израилев а.а. ростовские колокола и звоны -> страница 2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Глава II
Звон колоколов Ростовского Успенского собора

     По воскресным и праздничным дням звон производится во все колокола и всеми пятью звонарями, находящимися при соборе. Этот полный звон бывает троякий: «Ионинский», «Акимовский» и «Егорьевский».

     Первый звон, «Ионинский», называемся так потому, что он установлен митрополитом Ионою Сысоевичем, который управлял Ростовской епархией с 1652 года по 1691 год и который отлил при себе в Ростове три весьма замечательные большие колокола: «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь».

     Второй звон, «Акимовский», установлен архиепископом Иоакимом, управляющим Ростовской епархией с 1731 года по 1741 год.

     Третий звон, «Егорьевский», получил свое начало от епископа Георгия Дашкова, управлявшего Ростовскою епархиею с 1718 года по 1730 год.

     «Ионинский звон» производится пятью звонарями следующим образом:

Первый и второй звонари звонят в один самый большой колокол «Сысой» (С). Оба они, ставши под сим колоколом, качают язык его в две противоположные стороны и ударяют им в оба края колокола, так что у них выходит 42 удара в минуту.

     Третий звонарь звонит в один «Полиелейный» колокол (Е). Он ударяет языком также в оба края колокола и наносит удары одновременно с ударами, наносимыми первыми двумя звонарями в «Сысой».

     Четвертый звонарь прежде звонил в 7 колоколов: в «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Козел» (as) и в 4-ре Безыменные колокола, а теперь он звонит только в 6-ть колоколов: в «Лебедь» (G), «Красный» (g) и в 4-ре Безыменные колокола. «Козел» же, как разбитый колокол, выпускается.

     В «Лебедь» (G) он звонит так: язык «Лебедя» притянут близко к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к верху железных перил колокольни; у этой веревки, находящейся в натянутом положении, имеется на середине ее довольно длинная петля; в эту петлю вложен одним концом длинный деревянный брус, лежащий другим концом своим на полу колокольни; на этот брус, недалеко от петли, звонарь ставит левую ногу и, прижимая его книзу, ударяет в колокол так, что удары его совпадают с ударами в колокола «Сысой» (С) и «Полиелейный» (Е).

     В прочие 5-ть колоколов он звонит так: берет в правую руку соединенные веревки от языков 4-х «Безыменных» колоколов, а в левую – веревку от языка «Красного» колокола, и вместе с ударами в «Лебедь» ударяет сперва в два колокола: «Красный» (g) и «Безыменный» 11-й колокол (g), потом в один «Безыменный» 10-й колокол (f), после чего опять в два колокола: «Красный» (g) и «Безыменный» 8-й колокол (с), наконец, еще в один – «Безыменный» 9-й колокол (d); и, таким образом, вместе с ударами в «Лебедь» он ударяет попеременно то в два, то в один колокол в течение всего «Ионинского» звона.

     Пятый звонарь звонит в 4-ре колокола: «Голодарь» (As), «Баран» (е) и два «Зазвонные». Язык «Голодаря» притянут к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к верху железных перил колокольни; у этой веревки, в расстоянии одного аршина от перил, есть довольно длинная петля; в эту петлю вложена одним концом толстая деревянная доска, лежащая недалеко от петли, звонарь ставит левую ногу, чтобы, прижимая ее книзу, ударять в «Голодарь» (As). Язык «Барана» (е) также притянут близко к одному его краю веревкою, привязанною другим своим концом к верху перил; на эту веревку, находящуюся в натянутом положении, звонарь налагает левую руку, чтобы ударять в «Баран». Ударяет же он, во время «Ионинского звона», в «Баран» (е) и «Голодарь» (As) попеременно, но при этом наблюдает, чтобы удары в «Баран» совпадали с ударами, наносимыми четвертым звонарем в «Красный» (g) и «Безыменный» 11-й колокол (g) опять с ударами в «Красный» (g) и «Безыменный» 8-й колокол (с), а удары в «Голодарь» (As) совпадали бы с ударами в «Безыменный» 10-й колокол (f) и с ударами в «Безыменный» 9-й колокол (d). В два «Зазвонные» колокола он звонит так: берет в правую руку соединенные веревки от языков их и ударяет в них также попеременно, но только вдвое чаще, так что удары во 2-й «Зазвонный» колокол (g) не совпадают с ударами ни в какие другие колокола, а идут отдельно в промежутке, удары же в 1-й «Зазвонный» колокол (а) совпадают с ударами всех прочих колоколов.

     «Акимовский звон» производится следующим образом:

В 8-мь колоколов: «Сысой» (С), «Полиелейный» (Е), «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Голодарь» (As), «Баран» (е) и в два «Безыменные» 8-й (с) и 9-й (d) звонят так же, как и во время «Ионинского звона»; но в два «Зазвонные» и в два «Безыменные» колокола 10-й (f) и 11-й (g) звонят иначе.

     Здесь в «Зазвонные» колокола звонят вдвое чаще, так что ударов в эти колокола совершается не 84, а 168 в минуту, потому и удары в эти колокола представлены в восьмых нотах. В «Безыменный» 10-й колокол (f') ударяют только в начале второй половинной ноты такта, и этот удар представлен в четвертной ноте; а в 11-й «Безыменный» колокол (g) ударяют на первой половинной ноте такта три раза, из коих первые два удара соответствуют двум восьмым нотам, а третий соответствует одной четвертной ноте, потом в этот же колокол ударяют еще два раза в конце второй половинной ноты такта, и эти два удара представлены в двух восьмых нотах.

Примечание. Во время «Акимовского» звона удары в «Безыменный» 11-й колокол (g) называются пересечкой. Поэтому звонари и говорят, что «Акимовский» звон исполняется с пересечкой.

     «Егорьевский звон» производится следующим образом:

Два первые звонаря, стоящие под большим колоколом (С), ударяют языком в один край его, а до другого, противоположного края, немного не допускают его, так что ударов у них в этот колокол совершается 21 в минуту.

     В «Полиелейный» колокол (Е) звонарь звонит таким же образом, как звонят два первые звонаря в большой колокол «Сысой» (С), то есть: один ударяет языком одновременно с ними и также в один край колокола. В прочие же колокола ударяют вместе. И ударов в колокола: «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Голодарь» (As), «Баран» (е) и в «Безыменные» 8-й (с), 9-й (d) и 10-й (f) совершается также 21 в минуту; но в «Зазвонные» колокола и в «Безыменный» 11-й колокол (g) звонят иначе.

     Здесь в «Зазвонные» колокола на второй половинной ноте такта ударяют еще по четыре раза, а иногда и по два раза, и эти удары в первом случае представлены в восьмых нотах, а во втором в четвертных. В «Безыменный» 11-й колокол (g) ударяют в конце второй половинной ноты такта еще два раза, и эти два удара представлены в двух восьмых нотах. Последние два удара в «Безыменный» 11-й колокол называются и здесь пересечкой.

     «Будничный звон» производится одним звонарем следующим образом:

Язык «Красного» колокола (g) притянут близко к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к низу железных перил колокольни. На эту веревку, в расстоянии одного аршина от перил, звонарь ставит левую ногу В правую руку он берет соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов. На локоть левой руки надевает петлю, имеющуюся на конце веревки от языка «Безыменного» 8-го колокола (с), а в левую руку берет соединенные веревки от языков «Безыменных» колоколов 10-го (f) и 11-го (g).

Примечание. При этом звоне колокол будничный «Лебедь» (s) не употребляется: в него только благовестят.      «Звон будничный, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи».

Производится: одним звонарем в 5 колоколов: в два «Зазвонные», в «Баран» (е), «Козел» (as) и «Красный» (g). Языки от «Красного» и «Козла» притянуты к краям веревками, которые другими своими концами привязаны к верху железных перил колокольни, и язык от «Барана» также притянут веревкою, которая другим своим концом привязана к середине железных перил. У этой веревки, в расстоянии одного аршина от перил, есть петля; в петлю вложена одним концом деревянная доска. На эту доску звонарь ставит левую ногу, чтобы ударять в «Баран». В «Козел» же и «Красный» он ударяет попеременно, налагая на натянутые веревки их левую руку. А соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов находятся у него в правой руке. См. чертеж колоколов с надписью: «Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи». Заключение

     Три вышеозначенные звона: «Ионинский», «Акимовский» и «Егорьевский» нельзя назвать правильными по отношению к музыке, потому что в музыкальный аккорд С–dur входят звуки таких колоколов, которые весьма разногласят. Я со своей стороны нахожу необходимым при этих звонах выпустить следующие колокола: «Голодарь» (аs), «Безыменные» 9-й (d) и 10-й (f) и первый «Зазвонный» (а), но с тем, чтобы этот зазвонный заменить «Ясаком» (с). На месте «Ясака» можно повесить другой подобный ему колокол, находящийся на колокольне кремлевской церкви Иоанна Богослова.

     Производить же эти звоны, удерживая характер их, должнотак, как они изображены в нотах, под заглавием: «Исправленный Ионинский звон», «Исправленный Акимовский звон», «Исправленный Егорьевский звон».

     Обыкновенный «Будничный» звон также весьма неправилен. Его исправить можно таким образом. Разбитый колокол «Козел» заменить новым колоколом, тон которого соответствовал бы ноте си (si или h), находящейся выше пятой линии нотной системы с басовым ключом; 8-й колокол, «Безыменный», выпустить и, наконец, звонить так, как изображено в нотах под заглавием: «Исправленный будничный звон».

     Этот «Будничный звон» будет основан на аккорде С–dur, который есть самый сродный аккорду С–dur.

     Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи, можно исправить так же, как и обыкновенный. Разница та, что при исполнении сего звона звонарь звонит только в 5 колоколов; звонит же он так, как изображено в нотах, под заглавием: «Исправленный будничный звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи».



Изданные материалы

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru