вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> звонарь всея руси. к 425-летию кончины ивана ... -> стр.2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.     2 стр.     3 стр.     4 стр.

     Удивительный интерес проявляли к Царю Ивану Васильевичу руководители советского государства. Бесспорно, Сталин относился к Грозному с уважением и во многом брал с него пример, хотя и критиковал за некоторые недорубки… Именно Сталину ("джуга" - это "сталь" по-грузински) мы обязаны популярностью в наше время образа мудрого Царя - политика и "борца с олигархами". Киношедевр Сергея Михайловича Эйзенштейна - трехсерийная эпопея "Иван Грозный" - уровнял киногероя Николая Черкасова (Ивана Грозного) с Чапаевым, оставляя последнему первенство в области фольклора. Товарищ Никита Сергеевич Хрущев тоже по-своему относился к Царю. Его отношение было, разумеется, противоположным к отношению почившего Хозяина. В 1961 г. надобности какой ради было произведено вскрытие гробниц за иконостасом кремлевского Архангельского собора в диаконнике. По останкам были проведены исследовательские изыскания, имевшие как положительное, так и отрицательное значение. По гипсовым отливкам советский антрополог М.М. Герасимов "восстановил" портрет Ивана Васильевича.

     "О, что увидел я, бояре!…." выражаясь словами Шуйского в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов". Низкий лоб, длинный крючковатый нос, презрительно опущенные долу уголки рта и прочее. При взгляде на сию, с позволения сказать, "реконструкцию по черепу" был понятен социальный заказ, поступивший скульптору от властей. Надо было изобразить свирепого феодала. Этот заказ советский черепной реконструктор с усердием выполнял при лепке портретов Великого Князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, Тамерлана и Царя Ивана Васильевича. Ежели тот же скульптор воссоздавал лица холопов, смердов и других представителей угнетаемых сословий, то получались вполне нормальные человеческие образы. При последнем из титанов советского строя Царь предстал уж совсем в необычном облике. Это фильм - комедия Л.И. Гайдая, созданный по роману М.А. Булгакова "Иван Васильевич". Образ Царя явно симпатичен, умен, силен, с честью выходит из разных сложных ситуаций и даже пытается навести порядок в своих будущих владениях.

    Как гласит народная мудрость - нет худа без добра. Во время вскрытия царских захоронений в Архангельском соборе Кремля весь процесс фиксировали на пленку, и по завершении работ был создан небольшой документальный фильм. По данным археологии выяснилось, что государь был высокого роста, около 179 см. К старости сильно потучнел и весил более 90 кг. В молодости обладал недюжинной силой. Владел оружием, носил кольчугу.

     Неуемное желание бурной созидательной деятельности и физические возможности во многом обусловили стремление первого российского Царя проявить себя в роли звонаря главной колокольни России. На время учреждения опричнины такой колокольней стала церковь во имя Распятия Господня, созданная в правление отца грозного самодержца - Великого князя Василия Ивановича и перестроенная его сыном до полной неузнаваемости. Согласно графическим и макетным архитектурным реконструкциям, выполненным Вольфгангом Вольфганговичем Кавельмахером, первоначальный ярусный восьмерик с открытой арочной галереей, двумя ярусами кокошников и низким грибовидным куполом был накрыт громадным восьмигранным футляром на высоком арочном основании. Обходная галерея повторена и увеличена в размерах, повторены ярусы кокошников, над которыми возвышался восьмерик звона с открытыми арками и высокий шатер. Согласно В.В. Кавельмахеру, в верхнем шатре и на гранях восьмерика колокола отсутствовали. Скорее всего, основной звон Александровой слободы при Грозном располагался в трехпролетной арочной звоннице и на ярусе звона квадратной в плане высокой пристройки. На этой пристройке и был поставлен на очеп пятисотпудовый благовестник, отлитый по повелению Новогородского Архиепископа Пимена в честь рождения наследника у Великого Князя Василия Ивановича - будущего Ивана IV Грозного.

     Весь набор грозненского звона Слободы располагался следующим образом. На высокой квадратной башне раскачивался Пятисотпудовый Благовестник. Средние и мелкие - зазвонные колокола висели в трех арках на трехпролетной звоннице, стоящей на земле, без какого-либо возвышения или основания, как будут строиться аналогичные звонницы позже. Для приведения в действие всех колоколов слободы требовалось, как минимум, четыре звонаря. Они очень хорошо известны из множества публикаций в литературе, авторы которой черпали свои сведения из воспоминаний двух известных немцев - опричников Таубе и Крузе. В тяжелый очепной благовестник звонил сам государь, в колокола на звоннице звонили пономарь - Григорий Лукьянович и два сына самодержца Иоанн и Феодор. Последний звонил в зазвонные колокола и проявлял в этом известную ловкость, что поощрялось государем и вызывало насмешку. Звоны Ивана Грозного с сыновьями и Малютой Скуратовым широко описаны в литературе. Известен так же подобный монастырскому уставу уклад жизни обитателей царской слободы, но исследователи никогда не задумывались над вопросом о принадлежности огромной шатровой колокольни, стоящей рядом с пристройкой и звонницей. По нашему скромному опыту, комплекс грозненских колоколен второй половины XVI в. вполне мог вместить все колокола кремлевского столпа Ивана Лествичника того же времени. Уж не эту ли идею вынашивал государь в своих великих замыслах? Вопрос остается открытым до сих пор. Много позже в бытность на территории слободы женского монастыря, колокола перекочевали на верх колокольни, в арки под шатер.

 
на третью страницу >>

1 стр.     2 стр.     3 стр.     4 стр.


Статьи И.В. Коновалова

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru