вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> звонарь всея руси. к 425-летию кончины ивана ... -> стр.3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 

1 стр.     2 стр.     3 стр.     4 стр.

     Из всего комплекса грозненских колоколонесущих построек Александровой слободы отдельно стоит квадратная в плане высокая колокольня, пристроенная к основному шатровому объему. Подобные высокие башни, широко известные в западной архитектуре, на русской земле прежде не встречались. Появившись в комплексе колоколен слободы, подобная конструкция (правда, в несколько более тяжеловесных формах) появилась в Ярославле в составе надвратного храма и звонницы Спасо-Преображенского монастыря: в этом монастыре Грозный царь провел некоторое время в молитве у гроба своих Святых предков. Мы позволили себе опыт реконструкции комплекса звонницы Спасо-Преображенского ярославского монастыря. Сходство с графикой и макетами слободского комплекса звонниц В.В. Кавельмахера просто поражает. Позже подобная квадратная колокольня была выстроена у храма Рождества Христова в Московском кремле и получила название Филаретовой колокольницы. Один из последних значимых памятников колокольного зодчества такого типа был выстроен в конце сороковых годов XVII в. в Ипатьевском монастыре Костромы.

     Упоминания в некоторых источниках об отливке колоколов в слободе Александровой свидетельствуют о существовании там литейного двора достаточной мощности для отливки колокола весом 9 тонн. Известно также о существовании в Слободе печатни. Но, к сожалению, никаких упоминаний о бытовании в Слободе или в Москве каких-либо учебных и просветительских заведений не сохранилось. Скорее всего, это осуществили только в конце следующего XVII столетия. Правительство же грозного самодержца ограничивалось посылкой к латинам за инженерами, зодчими и литейщиками, у которых, как бы заглядывая через плечо, набирались опыта их русские ученики.

     Бурное время правления Ивана Грозного оставило свой след и среди колоколов московского Кремля. На комплексе кремлевской колокольни и звонниц сохранились пять колоколов - памятников, связанных с Грозным: Большой Успенский Царь-колокол, колокола первого яруса ивановского столпа "Новгородский" и "Медведь", колокол второго яруса именуемый "Немчин" и колокол того же яруса - "Корсунский". Все эти колокола подробно описаны в колокольной литературе с точки зрения их физических и исторических параметров. Попробуем подойти к этим звучащим свидетелям великой эпохи по-другому.

    Начнем с наименьшего из означенных колоколов - "Корсунского". Очередные реставрационные работы на комплексе кремлевских колоколен позволили осмотреть, изучить и сфотографировать колокола со стороны, обычно недоступной для исследования. На Корсунском колоколе мастером Нестером Ивановым Псковитиным поставлена летопись о создании этого колокола, надпись выполнена "самодельным" шрифтом. Среди прочего в надписи указано, что колокол перелит в 1554 году из старого Корсунского колокола. Известно, что "Корсунскими" называли предметы, вывезенные некогда князем Владимиром из Херсонеса Таврического или Корсуня. Среди таковых предметов числились иконы, двери и множество иных произведений мастеров, работавших в греческих колониях в Крыму. Трудным и долгим представляется путь этого колокола из X в. Киевской Руси в Русь Московскую XV-XVI вв., когда он, по нечаянности разбился и был перелит в Москве псковским мастером по профилю и чертежам немецких мастеров, обучавших московитов литейному ремеслу в то время. Но именуя колокол "Корсунским", московские власти позиционировали себя в качестве прямых наследников не только Великих Князей Киевских, но и великой Византийской духовной культуры. Вполне вписываются в эту линию преемственности власти от древних Цесарей и вывоз ветхих церковных врат с установкой их по месту в Покровской собор Александровой слободы. Несмотря на существенное отличие в технологии изготовления врат и разностилице в оформлении, видна главная идея - утверждение преемственности Московского Владыки.

     Второй по весу среди колоколов-памятников грозненского времени - колокол с немецкой надписью, именуемый ныне "Немчином". Это памятник воинских побед русского оружия во время долгой и неудачной для России ливонской войны. Точное, документальное происхождение колокола неизвестно, но в результате скрупулезных исследований кампанологов А.Б. Никанорова, К.А. Мишуровского и Эстонского специалиста Юхана Килуметца, удалось убедительно доказать Таллиннское происхождение колокола "Немчин". Так на колокольне утвержден военный трофей похода русских воевод на Дерпт. Колокол "Немчин" был доставлен воеводами в Москву, а колокол меньшего размера и веса оставлен в Псково-Печерском монастыре, во благодарение за удачный поход и взятие многих ливонских крепостей.

 
на четвертую страницу >>

1 стр.     2 стр.     3 стр.     4 стр.


Статьи И.В. Коновалова

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru