вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> царский колокол свято-данилова монастыря -> стр.3

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


1 стр.    2 стр.     3 стр.    4 стр.     5 стр.


     Колокола, сходные по форме с работами моторинского круга, известны в конце 40-х годов XVII века. Другими словами, это было время сосуществования обоих типов профилей. К кругу памятников московского колокольного литья, непосредственно предшествовавшему моторинскому стилю, из сохранившихся колоколов можно отнести: колокол с готической надписью, в которой упоминается имя нюрнбергского мастера Ганса Фалька из собрания Ярославского музея-заповедника (Спасо-Преображенский монастырь), колокол Ганса Фалька из церкви Святой Троицы в Никитниках в Москве (1649 год), колокол с двенадцатью сквозными отверстиями из музея-заповедника Коломенское (1648 год), колокол Родионовский (1647 год) на третьем ярусе колокольни Иван Великий Московского Кремля и часть колокола - корону из собрания Музея колоколов при Обществе церковных звонарей.
1 - Колокол 1685 года. Мастер Федор Моторин
2 - "Царский" колокол Свято-Данилова монастыря
     Из множества колоколов, отлитых Емельяном Даниловым, до наших дней сохранился только один подписной колокол под названием "Баран" на звоннице Успенского собора Ростова Великого. При общей схожести колокол "Баран" имеет множество отличий от колоколов Фалька. Его профиль более широкий, и как бы по-русски слегка "пузатый". Сдвоенные пояски на главе Барана опущены ниже, традиционный трилистник несколько укрупнён, надписи исполнены красивым шрифтом, вытянутыми плоскими церковнославянскими буквами.
Профили колоколов:
1 - Колокол "Баран". 1654 год. Мастер Емельян Данилов
2 - Колокол 1649 года. Мастер Ганс Фальк
     Колокол 1648 года из московского Алексеевского монастыря, стоявшего некогда на месте Храма Христа Спасителя, (ныне в музее-заповеднике "Коломенское") обычно, на основании текста челобитной мастера государю Алексею Михайловичу, приписывают Емельяну Данилову. Считаем это утверждение в корне неверным потому, что эти два колокола имеют массу отличий, как в технологии, так и в идеологии, хотя и принадлежат к одному времени и месту изготовления.
Корона колокола из Алексеевского монастыря. 1648 год
     Самым веским аргументом в пользу отливки колокола из Алексеевского монастыря иноземным мастером является конструкция маточника, имеющего в основании своем длинные галтели-стрелы, плавно идущие под отверстием от середины маточника к краю сковороды и служащие для более прочного укоренения маточника в сковороде колокола. Русские мастера-литейщики XVII века никогда не использовали подобную конструкцию маточника, очевидно рассчитывая на спокойно висящий колокол. Русские мастера по-разному расширяли маточник к сковороде колокола, но галтели не делали.
Маскарон на колоколе из Алексеевского монастыря. 1648 год
     Убранство колокола из Алексеевского монастыря являет выдающийся талант мастера-литейщика, прекрасно знающего особенности технологии тяжелого бронзового литья. Отливая такой колокол, мастер создает настоящий шедевр - весомый аргумент в пользу своего превосходства. Но, при детальном рассмотрении трилистник оказывается маловат в сравнении с огромными выпуклыми рельефами львиных морд с крылышками вместо ушей в обрамлении сказочных птиц, перерастающих в ветви растений, заворачивающихся восьмеркой. Двенадцать сквозных отверстий, украшенных скульптурными вставками, изящны, но, к сожалению, ухудшают звуковые качества колокола, что выявили работы по перестановке означенного колокола на новый музейный постамент, во время которых появилась возможность отснять весь колокол по кругу и записать его звучание. Поражает тщательность и чистота отделки внешней поверхности колокола, тонкая деталировка мельчайших деталей, тогда еще порой недоступная русским мастерам.
Маскарон на "Царском" колоколе Свято-Данилова монастыря
     Сравнивая же колокол из Алексеевского монастыря и даниловский "Баран", поражаешься удивительной красоте последнего. Емельян Данилов ярусно размещает фриз крупного трилистника, опоясывает главу колокола текстом, подчеркивает текст фризом вычурных переплетенных растений с маскаронами и завершает убранство главы колокола так же трилистником. Текст, размещенный по валу колокола, над двойным пояском внизу является великолепным фундаментом архитектуры всего колокола. В нашем случае декор даниловского "Барана" любопытен еще и тем, что на нем впервые зафиксирован тот же фриз из маскаронов и растительных переплетений, который другой мастер через десятилетия повторил на царском вкладном колоколе Свято-Данилова монастыря.

1 стр.    2 стр.     3 стр.    4 стр.     5 стр.


Статьи И.В. Коновалова

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru