вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> доклад и.в. коновалова на конференции в оруже... ->  

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    Список изображений   


     На Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры ход для звонарей на ярус звона отсутствует. В результате реставрационных работ в 60-е годы прошлого века не были обнаружены внутристенные лестницы или какие-либо еще приспособления для подъема звонарей к колоколам для звона, поэтому архитектор-реставратор В.В. Кавельмахер выдвинул идею о том, что звон с Духовской церкви производился с земли, раскачиванием колоколов [5]. Но практика исполнения колокольных звонов и опыт подсказывают нам, что звонить от уровня основания храма Духовской церкви невозможно, и звонари должны были подниматься на ярус звона церкви, возможно, по деревянной лестнице, аналогично тому, как звонари поднимаются к звоннице на кровлю церкви Иоанна Предтечи в Дьякове.

Церковь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
 Кроме Духовской церкви Троицкого монастыря и ее восстановленного яруса звона, мы более не располагаем подобными памятниками схожей сохранности. О количестве колоколов и приспособлениях для их подвески в Москве XV веке можно судить по частично сохранившимся основаниям звонниц-стен в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, церкви Трифона в Напрудной слободе, по недавно открытому основанию звонницы в церкви мученика Антипы на Колымажном дворе и звоннице-стене церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Хотя два последних памятника относятся к XVI веку, но устройство звонниц, система развески колоколов и исполнения колокольных звонов оставались прежними.

     Звонницы каменных московских церквей и храмов московского княжества представляли собой два или более прямоугольных в плане столба, перекрытых арочными сводами, между которых в пролетах развешивались колокола. Столбы выкладывались соответственно количеству, весу и диаметру колоколов. В одной арке могло находиться по нескольку колоколов один над другим. Звон производили с земли, от основания звонниц, или поднимались ближе к колоколам. Использовался, как очепной способ звона, с раскачкой колокола, так и звон "в языки" при неподвижно висящем колоколе. Большое распространение имели и деревянные колоколонесущие приспособления, такие, как простейшие перекладины, для подвески колоколов, столбчатые и срубные колокольни.

     Колокола и звонницы гибли в огне частых московских пожаров. В летописях есть указания на то, что при пожаре "...растопишася колокола...", но кроме единичных упоминаний об отливках колоколов никаких сведений о каком-либо производстве или мастерских в Москве нет. Единичными являются упоминания о доставке в Москву колоколов. Так, из Городка "на низу" был доставлен колокол зимой 1449-1450 года [3], какого веса был этот колокол и где находился неизвестно. 5 марта 1478 года в Москву привезен вечевой колокол из Великого Новгорода и помещен на Ивановскую колокольню [4].

Колокол 1488 года
Мастер Федько-пушечник
     Также дело обстояло и в других русских городах и землях, вплоть до приезда в Москву в 1475 году мастера, Аристотеля Фиораванти. Московская пушечная изба, устроенная мастером, несколько раз горела и отстраивалась, пока не обрела свое место на реке Неглинке. Единственным памятником колокольного литья конца XV века, сохранившимся в Москве в экспозиции музея "Коломенское", остается колокол 1488 года, отлитый для Пафнутьево-Боровского монастыря мастером Федько-пушечником. Очевидно, по указу государя мастер Аристотель, кроме его основной деятельности, еще обучал русских учеников своим хитростям, и появление на пафнутьевском колоколе, наряду с государевым именем, имени мастера свидетельствует, что за 14 лет Аристотель и его помощники обучили московских мастеровых сложному литейному производству.

     До начала XVI века более нет сведений о крупных колокольных отливках при московском пушечном дворе, очевидно, занятым своим основным делом-отливкой орудийных стволов, для обеспечения пущей тишины в русской земле. Жизненно необходимое производство артиллерийских орудий и колоколов полностью зависело от дорогого привозного металла. В конце столетия предпринимаются успешные попытки поиска собственных серебряных и медных руд. Двое немецких рудознатцев в 1491 году отыскивают руды на севере Печерского района вдоль реки Цильмы.

     XV век в русском колокольном делании явился своего рода подготовкой, когда напряжением всех сил собиралось великое государство, собирались средства, приглашались мастера - умельцы, основывались ремесленные производства и школы. Таким образом, в середине-конце этого столетия закладывается прочное основание для неслыханной колокольной деятельности следующих веков.

Примечания

[1] Лицевой летописный свод. 1570-е годы. БАН. Т.VII (II-й Остермановский том). Л. 1324-1325
[2] Назаревский В. В. Из истории Москвы 1147-1913 гг. М., б.г. С. 85
[3] ПСРЛ. Т. 5. Доставка в Москву "великого" колокола из Городка "на низу". С. 270
[4] ПСРЛ. Т. 25. С. 323
[5] Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. М., 1985. Вып.1. С. 49

К списку изображений

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    Список изображений   

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru