вы находитесь здесь:
главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов -> -> семантры, била и клепала | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Во времена гонения христиан призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков, которые назывались "народособиратели". В IV веке, когда гонения были прекращены, при Императоре Константине для оповещения народа о церковных службах стали использовать особые трубы (вероятно, такие трубы были подобны ветхозаветным трубам Иерусалимского храма). Но трубы так и не утвердились в Церкви надолго. Для звукового оповещения о богослужении более подошли удары в древо...
Интересно, что первое упоминание об ударении как способе созыва к службе относится вовсе не к масштабному городскому богослужению. В житии Пахомия Великого, написанном в IV веке, в двух местах упоминается об "ударении" во что-то, для собрания монахов к утреннему богослужению и совместной трапезе. Не стоит полагать, что имеется в виду удар по какой-то специальной доске: время клепания в била (которые по-гречески называются "семантрон") еще не пришло. В житии преподобного Пахомия еще ни единым словом не обозначается инструмент или поверхность, по которой производились удары. Научные исследования, проведённые в Египте и Палестине, свидетельствуют, что речь могла идти всего лишь о небольшом молотке, которым инок ударял в дверь келлии каждого из жителей египетского монастыря. Приблизительно в 420-м году Иоанн Кассиан Римлянин и Палладий однозначно упоминают об особом обычае Палестины и Египта, который заключается в ударении молотком или колотушкой в келью каждого монаха (предположительно, в дверь кельи), для созыва на богослужение и на послушания в монастырских общинах. Этот молоток Палладий называет "молоток пробуждения". Только к VI веку в житиях святых слово "ударение" заменяется на словосочетание "ударение в древо", что указывает на появление семантрона или подобного инструмента. Использование семантрона избавило от необходимости вызывать каждого монаха индивидуально из его кельи. В 638 г., после четырёхмесячной осады, арабы захватили Иерусалим. При входе в город они заключили так называемый Договор Умара, который подробно определял правила по отношению к христианскому богослужению, среди которых было и ограничение на сигналы, используемые для созыва к богослужению. Но слово "семантрон" в этом договоре не упоминается вовсе! А упоминается совершенно другой инструмент - "накус", который представлял собой два подвешенных бревна, которые качались по отношению друг к другу и, сталкиваясь, издавали гулкий раскатистый звук. Наиболее ранние упоминания об ударении в семантрон находятся в "Луге духовном" Иоанна Мосха, где он описывает монастырские условия Палестины конца шестого века. Он описывает "ударение в древо" как способ созыва к службе, а обязанность этого созыва была возложена на канонарха. Только к началу VII века крупнейшие храмы в Леванте также переняли семантрон. Семантра звучала при перенесении мощей мученицы Анастасии из Персии в Кесарию Палестинскую; когда шествие подходило к городу, верующие созывались в новый храм Непорочной Девы звуками "священного древа". Примерно тогда же, в VII веке, распоряжением Римского Папы Сабиниана было узаконено употребление колоколов в Западной Христианской Церкви. По сути, в западной церкви не изобрели колокола, а лишь применили их к богослужению, ведь колокола были хорошо известны европейцам еще до Рождества Христова. Перерыв в употреблении колоколов, длившийся несколько столетий, избавил христиан от неуместного ассоциирования колокольного звона с языческими временами, и изготовление колоколов христиане стали связывать исключительно с наступившей новой эпохой (вспомним, например, исторически несостоятельную, но поэтичную легенду о сне святителя Павлина Милостивого, епископа Нолы). К середине XI века ударение в семантрон определяется и устанавливается в Типиконе или Правиле Студийского монастыря в Константинополе. Это было время, когда Русь уже приняла Крещение. Полтора века спустя архиепископ Новгородский Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г., отметил, что даже в Св. Софии - величайшем храме Византийской империи - не звонили в колокола, а ударяли в небольшой ручной семантрон, созывая к богослужению: "Колокола не держат во святой Софии, но, билцо мало в руце держа, клеплят на заутрени, а на обедни и на вечерни не клеплют: а по иным церквам клеплют и на обедни и на вечерни". Текст архиепископа Антония свидетельствует о том, что для него были хорошо известны и колокола, и била. Описывая храм Святых Апостолов в Константинополе, Николай Мезаритский показывает значимость семантрона в столице Империи за несколько лет до Четвёртого Крестового похода и Латинского завоевания (1204 - 1261). Этот храм был одним из центральных в городе, и верующие собирались на богослужение утром, в полдень и вечером, когда они слышали звуки семантрона. Николай использует очень интересное сравнение между ритмами деревянной колотушки и биением человеческого сердца. Очевидно, что распространение семантрона в Константинополе имело место вопреки тому, что первые колокола были присланы в Константинополь из Венеции еще во второй половине девятого века. Амаларий Метецкий в том же девятом веке писал: "И в наше время в Новом Риме (Константинополе), находившемся в древние времена под властью того же императора, что и Старый Рим, по-прежнему используют дерево по древней, освящённой временем традиции, а не из-за нехватки бронзы." В начале пятнадцатого века (незадолго до захвата Империи турками) Симеон, архиепископ Фессалоникийский, вновь подтверждает факт, что в греческих церквях и монастырях преобладал семантрон. ![]() Подобно своим деревянным собратьям, металлическая семантра могла быть большой или малой. Малая - небольшой металлический брусок, длина которого была не более тридцати сантиметров, а ширина - не более десяти сантиметров. Как правило, она была подвешена на верёвке, которую держали в правой руке, в то время как в левой был железный молоток. Большая металлическая семантра была неподвижна и подвешивалась на канатах, ударяли в неё одним или двумя железными молотками. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Edward V. Williams // THE BELLS OF RUSSIA New Jersey. Princeton University - 1985 (перевод Михаила Курникова, сотрудника Общества Церковных Звонарей ) |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |