вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
На ранних этапах колокола, отлитые русскими литейщиками, были украшены довольно лаконично. Украшениями для них служили один или два валика, которые опоясывали колокол. Большая часть поверхности колоколов оставалась гладкой. В XV веке на колоколах стали располагать рельефные вкладные надписи, выполненные в той или иной степени искусно. В XVI столетии к надписям часто добавляли простой и выразительный орнамент. Например, на колоколах отлитых в Москве, это могли быть переплетенные дуги с тройными бусинами, а колокола, отлитые в Новгороде и Пскове, украшали орнаментом из вьющихся растений с изображениями фантастических животных. В XVII веке, по мере развития литейного мастерства и обучения у западных мастеров, в русском литейном деле произошло полное переосмысление колокольного декора. В орнаментальный ряд, помимо надписей, вошли классические колокольные элементы декора: готические трилистники, плавные виньетки в арабском стиле (получившие название "арабески"), бусины жемчужника. Верхний и нижний пояса колокола стали ограничивать рельефными поясками: верхний пояс сверху и снизу отделялся сплошным одинарным или двойным пояском, нижний пояс был ограничен сверху многосоставным рельефным пояском, а снизу - одинарным или двойным сплошным пояском. Над и под верхним поясом колокола иногда помещали рельефные изображения Сил Небесных: Херувимов и Серафимов (часто с надписаниями). Верхний пояс колокола иногда стали прерывать киотообразным клеймом с изображением Голгофского Креста. В верхнем поясе колокола также иногда располагали "сплошные" орнаменты, заимствованные у немецких и итальянских литейщиков: всевозможные птичьи и львиные головы в окружении переплетенных и завитых трав и цветов. С середины XVII века новизна требований, присущая Царским и Патриаршим колокольным заказам, заставляла мастеров искать новые изобразительные и декоративные формы. Известно, что во времена Патриарха Никона на колоколах начали отливать рельефные скульптурные изображения в полный рост, один из колоколов Никоновского периода сохранился в Новоиерусалимском монастыре. Традиция парадных рельефных изображений на колоколах была продолжена вплоть до отливки "Царь-колокола" Московского Кремля, Лаврского "Царь-Колокола", а также Кремлевского "Большого Успенского" колокола и колоколов Храма Христа Спасителя. Все это не могло не стать примером для других литейщиков-современников. В конце XVII - начале XVIII века, с увеличением круга заказчиков, запросы к оформлению колоколов стали более разнообразными. С этого времени и до XIX столетия на колоколах появлялись рельефные, крупные изображения всевозможных икон. Литейщики все больше и больше отступали от классических законов расположения декора. Зачастую изображения отливали в чрезмерно высоком рельефе. Иконы и портреты, обрамленные затейливыми картушами, располагали и на полях колоколов, что, безусловно, пагубно отражалось на колокольном звучании. В XIX веке в России было основано множество частных заводов по литью колоколов. Самых крупных из них насчитывалось около двадцати. В условиях острейшей конкуренции, к оформлению колоколов привлекали скульпторов, имевших классическое художественное образование. Колокола большого и среднего веса тогда отличались невиданной доселе пышностью декора: затейливые травы, цветы, колосья, виньетки, картуши, бордеры, переплетенные ленты из объемных геометрических фигур. Изображения святых угодников на колоколах становились все более монументальными, пространные надписи часто были исполнены в вычурном стиле - от торжественного гражданского шрифта до стилизаций древнерусской шрифтовой вязи. На исходе XIX столетия российские колокололитейные заводы регулярно участвовали в государственных промышленных выставках. Те предприятия, которые побеждали на них, имели право изображать на колоколах государственный герб Российской Империи - двуглавого орла. ![]() ![]() Свято-Данилова монастыря ![]() Заметки о Юбилейном колоколе Новгорода" ![]() ![]() ![]() колоколов и пушек русских литейщиков XVII века ![]() русских литейщиков XVII-XIX веков |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |