вы находитесь здесь: главная страница -> колокольный звон и звонари -> практические основы | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
В аудио-ролике представлены записи колоколов Большой звонницы Ростова Великого (запись 1963 года), Больших колоколов Московского Кремля (записи ОЦЗ 2004 - 2006 года), колоколов Казанского собора на Красной площади (запись ОЦЗ 2005 года). Текст Константина Мишуровского читает звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Михаил Курников. © Общество Церковных Звонарей - 2007 г. Все права защищены. Слово "трезвон" восходит к старославянскому "тре...", то есть "трижды". Исторически сложилось, что "три..." - это не просто числительное, но и синоним таких понятий как "полностью", "сугубо". Именно поэтому мы говорим "трезвонить", подразумевая согласный, радостный звон во множество колоколов, красный (особенно красивый) звон, пасхальный трезвон, звон во вся тяжкая. Трезвон в три приема звонари часто называют: "три трезвона", двузвон - это "два трезвона", а один звон без перерыва - это "един трезвон". ![]() У опытных звонарей есть два незыблемых правила. Во время трезвона нельзя менять темп благовествующего колокола, также недопустимо пропускать удары благовестника. У музыкантов это называется: "остинантностью звона". Если неопытный звонарь будет нарушать равномерность благовеста, то его трезвон сразу же станет невыразительным: вместо трезвона получатся некие произвольные колокольные наигрыши. Равномерному звону благовестника могут сопутствовать удары других больших колоколов, либо одновременно с благовестником, либо строго попеременно. Здесь звонарю следует быть внимательным: иногда попеременный звон больших колоколов вносит в трезвон какую-то суету, делает звон приземленнее. Чаще всего наиболее мягкий звон получается, если большие колокола будут ударять почти одновременно, словно гусляр трогает струны торжественным перебором. Колокола малого и среднего веса образуют подзвонный и зазвонный ряд. Граница между зазвоном и подзвоном весьма условна, поскольку звуки малых и средних колоколов должны сливаться в красивые сочетания. В качественном трезвоне трель не должна довлеть над остальными колоколами, а средние колокола не должны нарочито напевать какие-либо мотивы. Звонарю полезно осваивать приемы звона в малые колокола, подсматривая трезвон у более опытных звонарей или внимательно изучая традиционные звукозаписи, под руководством опытного звонаря. Неопытные звонари часто забывают о том, что колокола обладают удивительной чувствительностью к силе удара. Звонарю будет доступно многое, если он станет грамотно расставлять акценты в звоне, то слегка касаясь колоколов, то звоня более и более настойчивым звуком, но никогда не колотя в колокола. Только перед чутким звонарем откроется настоящая свобода творчества, и тогда слушатели будут воспринимать звон как что-то возвышенное, благодатное, а не просто как музыкальный набор коленец-попевок, выученных звонарем. Торжественный и смиренный колокольный звон, как звуковой фимиам должен окружить храм, сообщая окружающему воздуху звуковое благоухание. К этому, в первую очередь, должны стремиться церковные звонари, ориентируясь на лучшие образцы церковно-звонарского искусства.
см. также материал: |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |