вы находитесь здесь: главная страница -> обустройство звона -> монтаж колоколов | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Изначально колокола на церковных звонницах и колокольнях Руси подвешивались подвижно на очепной системе. Основой очепной системы подвески колоколов являлся металлический стержень прямоугольного сечения - матица, концы которой выковывались круглыми и вставлялись в подшипники, представляющие собой деревянные бруски со стальной полосой сверху. Подобная система звона в колокола сохранилась в действии в Псково-Печерском монастыре. В московском Кремле сохранилась наиболее древняя Матица начала 16 века (около 1508 г.), на ней висит колокол "Медведь" первого яруса кремлевского Ивана Великого. Металлические матицы конца 16 и начала 17 в. сохранились и изучены нами в Троице-Сергиевой Лавре и в Ипатьевском монастыре в Костроме. Наряду с очепной подвеской колоколов многие, в том числе мелкие и средние колокола в XV-XVII веков, подвешивались к заделанным в пилоны колоколен и звонниц деревянным балкам неподвижно и звон производился путем раскачки языков. Например, в описи колоколов Троице - Сергиева монастыря 40-х годов XVII века только один колокол именуется с очепом.
В самом конце XVII века, в связи с переходом Российской Церкви на звон в языки, использовались металлические несущие балки с добавлением деревянных конструкций. С XVIII по середину XIX века использовались деревянные колоколонесущие балки. В связи с применением в строящемся Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге металлических конструкций, последние применялись все чаще в различных храмах и монастырях России для подвески колоколов. В начале XX века на металлические фермы и балки разной конструкции заменяются деревянные балки на комплексе кремлевских колокольни и звонниц Ивановского столпа. Металлические балки применены на ярусе звона Духовской церкви Троицкой лавры (1476 год). В конце XIX и начале XX века многие обветшавшие деревянные колоколонесущие балки были укреплены дополнительными металлическими конструкциями (колокольня московского Новодевичьего монастыря). В то же время проводились работы по полной замене деревянных на металлические конструкции для подвески колоколов в Троицкой лавре. Последний владелец ярославского колокололитейного завода, знаток колокололитейного дела и правил подвески колоколов на колокольнях Н.И. Оловянишников писал о подвеске колоколов на металл, указывая, что необходимо на двутавровую балку класть лафетную доску (около 40 мм толщиной). Таким образом, с конца XIX века, деревянные балки на ново строенных и реконструируемых старых колокольнях практически не применялись. Ныне при подвеске новых колоколов или при перевеске имеющихся старых на ново-созданные или исторические колокольни и звонницы используются несколько способов. Самый примитивный способ, который описан в труде Н.И. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство", для подвески мелких, зазвонных колоколов (до 5 пудов), это подвеска колоколов на веревках. Но при всей простоте данного метода нужно сказать, что подвешенные на веревках даже мелкие колокола сильно раскачиваются во время трезвона. Веревки со временем растягиваются, что приводит к соударению колоколов друг с другом. При этом подвеска колоколов на веревках малонадежна, так как при раскачке колоколов во время звона происходит процесс перетирания веревок о ребра Ушей колокола. Так, первоначальная подвеска колоколов на веревках на колокольне Покровского собора, что на Рву или храма Василия Блаженного была вскоре заменена на металлическую. Для подвески колоколов к колоколонесущим балкам используют хомуты в виде буквы "П", изготовленные из металлического прута (квадрат или шестигранник в сечении). Самым лучшим креплением неподвижно висящего колокола к несущей балке являются хомуты в виде буквы "П", изготовленные из металлической полосы соответствующей толщины и ширины.
Творческое содружество звонарей и инженеров привнесло в подвеску колоколов некоторое доброе новшество в виде системы витых или тарельчатых пружин, которая доводит до положительного абсолюта состояние колокола во время звона, так как при применении такой пружинящей подвески вибронагрузки сводятся к практическому нулю и, к примеру ,подвешенный на колокольне Храма Христа Спасителя 300 пудовый колокол после звона вибрирует еще на протяжении 5-6 минут. Но таковая подвеска является дорогим удовольствием и не каждый приход или обитель могут себе ее позволить.
автор материала - Игорь Коновалов |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |